Приглашаем посетить сайт
Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)

Екатерина II. Записки касательно российской истории
Великий князь Ярополк I

Великий князь Ярополк I

25

Великий князь Святослав в 970 году определил старейшего сына своего Ярополка в Киеве со властию княжескою.

Второго - Олега в Древляне.

Третьего - Владимира - по просьбе новгородцев послал в Новгород.

Вследствие сего разделения, по кончине великого князя Святослава, соединенная под ним российская держава разделилась на три части, а именно: княжение Киевское, или Южной Русии, осталось под властию великого князя Ярополка Святославича.

Древляне, или Западная Русия, остались под властию князя Олега Святославича.

Новгород, или Северная Русия, остался под властию князя Владимира Святославича. Сей родися в 947 году и во время кончины отца своего (в 972 году) был двадцати пяти лет; братия же его, старейший Ярополк, в том году примерно не менее мог быть как двадцати семи лет. Олег же, быв средний, примерно полагается двадцати шести лет.

Дееписатели сказуют, что великий князь Ярополк Святославич был храбр, силен, благонравен, кроток и милостив ко всем, но твердости и мудрости достаточно не имел, наипаче же слушал безрассудно недобрых советодателей. Хотя сам не крестился, но, почитая Христианский закон, никому не запрещал креститься.

По смерти Святослава остался Ярополк в Киеве, братия же его по уделам, и была между ими любовь и тишина во всей Руси.

В 975 году Лют, сын Свенельдов, ходил из Киева для ловли зверей, охотою въехал на земли Древлянской области и нечаянно съехался в лесу с Олегом, князем Древлянским, где учинилась между ими о ловле зверей ссора; Олегу казалось, будто Лют поступает с наглостию и его оскорбляет. Лют почитал себе то за обиду и как неуважение услуг отца его Свенельда.

В сию ссору вступился отец Лютов Свенельд, осердился на Олега вельми и, позабыв милости и благодеяния родителя, стал ссоривать детей, начал наговаривать Ярополку на Олега, представлял Ярополку, будто Олег его яко старшего брата мало почитает, людей, ему верных, не уважает, что по старшинству рождения и лет большому брату надлежит меньшего держать под властию; что от удела Олега ослабела сила великого княжения, что Ярополк - князь великий, прочие же князи должны быть ему подчинены, и что князь великий, имея силу неограниченную, все то может, чего хочет; следовательно, будто и брата может лишить удела.

Писатели сказуют, что Ярополк долго наговорок противу брата не принимал, храня братскую любовь.

Вероятно, что Свенельд и сам окружен был ласкателями и наушниками, кои, желая подслужиться ради его ласки, подсылали и к Олегу наговаривать и со вестьми, будто брат старший скорбит, что уделом младшего великокняжеская держава умалилась, и мыслит, как отнять у Олега отцом ему означенное.

Таковыми и тому подобными речами старались (четыре года) из личной ссоры Олега с Лютом и Свенельдом заводить между братии недоверии, подозрении и зависть, отчего последовали наконец (в 977 году) явные распри.

При таком расположении умов неявственное разграничение земель могло легко служить причиною. Всякая сторона, упорствуя, не уступала ни в каком случае.

Ярополк вооружился, пошел в Древлянскую землю. Олег вышел противу киевлян со войском оборонять свои права.

Ярополк победил Олега.

Олег, побежав с места со своими войсками во град, рекомый Овруч, где была плотина и мост (подъемной), ко вратам градским; войски же, спеша войти в город, тесняся, спихивали друг друга и во множестве теснящихся спихнули самого Олега с моста.

Ярополк, вшед во град, осведомлялся, где Олег, но не мог сведать, послал многих людей искать повсюды; посланные, искав везде, не обрели, тогда один древлянин сказал, что видел вчера, как теснились древляне на мосту и спихнули Олега с мосту. Ярополк послал тотчас к плотине, и сыскали Олега в воде; вынувши из воды, положили его на ковер. Ярополк, услыша, вскоре пришел, плакал зело и был неутешен, говоря: "О люди, люди, до чего вы довели!" Паче же гнев имел на Свенельда; сей же скрылся, и нигде более о нем писатели не упоминают.

Люди же иные порочили Ярополка, говоря: что он причиною всему; имел слабость, слушал людские наговоры; другие же приписывали ему порок неумеренного властолюбия, будто старался у брата отнять ему принадлежащее; никто же Ярополка не оправдал, но осуждение ото всех понес по сему несчастному делу.

несчастной ссоре братии своих, о кончине Олега, о принятии власти во Древлянах Ярополка и людские рассуждения разные, и, уведав, что при брате войска довольно (сам же на то время Владимир войска собранного не имел), опасался, чтоб Ярополк не отобрал от него Новгорода.

Владимир на тот час имел неудовольствие на Полоцкого князя Рохволда, который воевал волости новгородские и град Псков взял, рассудил отъехать ко варягам и тамо собрать войско за деньги.

Ярополк, известясь, что Владимир, подозревая на него, уехал из Новгорода ко варягам набирать войско, послушал советодателей тех, кои того мнения были, чтоб воспользовался случаем соединить паки все княжения русские под одну власть. Послал от себя в Новгород наместника, и тем единовластие свое во всей России установил.

В 978 году Ярополк ходил с войском на печенег и, победив, наложил на них дань.

В 979 году пришед к Ярополку Печенежский князь Илдей в службу. Ярополк принял его милостиво, дал ему место к построению города и волости и имел его в чести великой.

В том же году приходили послы от Папы Римского к великому князю Ярополку.

Того ж лета пришли послы от грек и подтвердили мир и любовь на прежних договорах, обещая погодную дань платить, а Ярополк обещался на грек, болгар и корсун не воевать и в потребном случае грекам со войсками помогать. (Примечается тут, что договоры со греками едва не всякие ли восемь лет возобновлялись, ибо с 912 года по 979 год восемь посольств находятся в истории для возобновления договоров.)

В 980 году Владимир, возвратясь из варяг с войском, пришел в Новгород и, нашед тамо наместника и людей Ярополка, выслал их из города и велел сказать брату, что он за свою обиду и за обиду, причиненную Олегу, разделается с ним войною. Отпустя их, Владимир остался в Новгороде, начал умножать войски; дядю своего Добрыню поставил посадником (так в Новгороде именовали наместников княжеских).

Писатели сказывают, что Ярополк, известясь о намерении Владимира, печален был, ибо случилась смерть Олегу не по хотению его, и се другой брат войну начинает; послал ко Владимиру увещавати его, и в то же время в Смоленск войски нарядил, да воспретят Владимировы военные предприятия.

Владимир, слышав и то и другое, хотел остаться в Новгороде, но дядя его Добрыня поощрял его идти войною.

Оба брата, Ярополк и Владимир, всяк у себя и почти в одно время, рассудили за полезно Полоцкого князя Рохволда1 в союз пригласить и для лучшего успеха просить дочь его Рогнеду, или Рогмиду, себе в супругу. Рохволд не захотел сам решиться, отдал на произволение дочери своей, объявил ей обоих князей желание. Представил ей послов и спрашивал ее, за кого хотеть в супружество? Она же отвечала: "Не хочу разуть2 рабинича3, за Ярополка иду".

Послы, возвратись от Рохволда, возвестили отповедь Рогнеды, дочери Рохволдовой. Ярополк стал готовиться ко принятию невесты.

Владимир же зело оскорбился презрительным ответом Рогнеды, приписав то наклонности Рохволда ко Ярополку. Собрав войска много - варяг, славян, русь и чудь, пошел на Рохволда к Полоцку в самое то время, как хотели Рогнеду вести к Ярополку в Киев.

Рохволд, услыша, что Владимир идет к нему войною, вышел с войском из Полоцка для обороны.

Владимир победил Рохволда и город Полоцк взял, в нем находилась Рогнеда, которую Владимир взял себе в жену и назвали ее Горислава.

В Полоцке Владимир умножил войски своя от полочан и кривичей.

Ярополк, услыша о взятии Полоцка и о женитьбе Владимира, начал войско собирать, хотел сам противу Владимира выступить в поле.

Летописцы говорят, что был в то время при Ярополке любимец его, воевода главный, именуемый Блюд; тот ему советовал в поле не ходить, войско не утруждать понапрасну, но остаться в Киеве; говорил, что Владимир от своих нелюбим, попрекают его рождением, называют его рабиничем, и будто войски Владимира, когда увидят Ярополка, тогда придут без боя к нему, брата же покинут.

Владимир со Добрынею пошел на полки Ярополка, кои посланы были в Смоленск, и победил их. Оттуда пошли к Киеву.

Ярополк же заперся в Киеве с людьми и с Блюдом-воеводою.

Владимир стал на Дорогожице, между Дорожен и капищем, где есть ров, смело ко граду приступил.

Киевляне любили Ярополка и крепко обороняли город.

Блюд советовал не пущать войски из града; другие советовали, не томя войск в граде, выступить в поле и, не страшась, осаждающих город прогнать. Но Ярополк, более веря своему недоброму любимцу, того не учинил. Войско же Ярополка, видя, что без пользы в великой тесноте, во граде их заперши держат, стали помалу тайно уходить. Воевода же Блюд стал скрытно пересылаться со Владимиром; и, когда Владимир приступил ко граду, тогда Блюд Ярополку говорил: что киевляне уже более не хотят град оборонять, видя, что войски уходом умалились; советовал Ярополку выйти из града. Ярополк, нерассудно поверя своему любимцу, оставя Киев, ушел во град Родню, на устье Торге, тамо укрепился.

По выходе Ярополка киевляне, видя себя без начальника и обороны, отворили врата Владимиру; он же, вшед, послал войско осадить Родню и содержал оной в осаде несколько времени. Тогда воевода Блюд говорил паки Ярополку: "Видишь, колико войска у брата твоего? нам противиться ему не с чем, сотвори мир с братом твоим". И Ярополк послал ко Владимиру сказать о мире, и по том и сам хотел идти к брату своему; тогда некто из верных его, зовомый Варяжко, отсоветовал ему идти, говорил, чтоб пошел к печенегам и привел оттудова войски, но Ярополк не послушал его, пошел, и, пришед во двор Владимира, не входя в дверь, подущением ласкателей Владимировых убит при воеводе Блюде, который его не оборонил и других до того не допустил; Блюд тем изменил Ярополку, а ласкатели славу Владимира помрачили. Блюд наказан Владимиром на третий день, вероятно, что и ласкатели не остались без наказания; Варяжко же, видев рановременную кончину Ярополка, ушел в печенеги и со оными воевал противу Владимира. Ярополк скончался в 980 году тридцати пяти лет. Княжил 8 лет. Схоронен в Киеве. В супружестве имел фекиню Предславу, от которой родился после смерти Ярополка сын Святополк.

РОДОСЛОВИЕ ЯРОПОЛКА I

Святослав I, великий князь всея Русии, от 945 по 972.

I. Супруга его, княжна Венгерская Предслава.

От сего супружества:

1. Ярополк I, великий князь Южной Русии, от 972 по 980.

В супружестве имел грекиню Предславу, от которой родился Святополк I.

2. Олег, князь Древлянский, от 970 по 977.

II. Малуша, от которой родился

3. Владимир, князь Новгородский, от 970 по 980.

СОВРЕМЕННИКИ ЯРОПОЛКА I

от 972 до 980 года были:

В Греции императоры:

Иоанн, от 969 по 976.

Василий, от 976 по 1026.

Отгон Великий, от 936 по 973.

В Польше король:

Мечеслав, от 964 по 999.

В Богемии князь:

Болеслав II, от 967 по 999.

Герман, от 960 по 973.

Венно, от 973 по 1010.

В Фальце князь:

Герман, от 939 по 993.

Феодор, от 965 по 985.

В Баварии князи:

Генрих II, от 955 по 976.

Отгон I, от 976 по 982.

Вруно I, от 955 по 972.

Вруно II,от 972 по 1006.

В Болгарии цари:

В Дании король:

Гералд, от 930 по 980.

В Аравии калифы:

Моти ХIII, от 946 по 974.

В Египте калифы:

Моез, от 953 по 975.

Азиз, от 975 по 996.

Во Франции король:

В Англии короли:

Едгар, от 959 по 975.

Едвард II, от 975 по 978.

Етелред II, от 978 по 1014.

Рамир Ш, от 967 по 982.

Патриархи Константинопольские:

Василий, от 970 по 974.

Антоний, от 974 по 979.

Папы Римские:

Венедикт VI, от 972 по 974.

Донус II, от 974 по 974.

Венедикт VII, от 974 по 983.

Мина, от 958 по 977.

Ефрем, от 977 по 981.

Патриархи Иерусалимские:

Христофор, от 969 по...

Александр, от... по...

Патриархи Антиохийские:

Феодор, от 969 по 985.

В России удельные князи:

Олег Святославич, от 970 по 977.

В Новгороде:

Владимир, от 970 по 980.

В Полоцке:

1. Рохводд был породою из пришедших князей со Рюриком от варяг, и посланы были княжить в Полоцк, так как Тур князь - в Туров, от которого и город именован был, и многие иные князья посланы были, как о том сказано выше во описании дей Рюрика и Игоря.

2. У варяг был обычай древний, который и до днесь у чухонских крестьян во употреблении: в день свадьбы невеста должна разуть у жениха одну ногу - в знак ее покорности мужу.

3. Рабиничем тут Владимир назван по причине той, что мать его Малуша была во услужении великой княгини Ольги.