Приглашаем посетить сайт
Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)

Екатерина II. Записки касательно российской истории
Великий князь Владимир I, во святом крещении Василий

Великий князь Владимир I, во святом крещении Василий

26

Великий князь Владимир Святославич, по кончине великого князя Ярополка в 980 году, остался всей соединенной Русии Самодержавец.

Писатели сказуют, что великий князь Владимир с природы был муж мудрый, смысленный, милосердый и правосуден. Двор его был великолепный. Он строил города и народные здания многие, и населил грады и пустыни, привлекая в Россию ученых людей, науки, художества и храбрых богатырей отовсюды1, заслуги награждал щедро.

Летописцы говорят, что Владимир был женолюбив яко же Соломон.

Греческие же писатели описывают Владимира до крещения упрямым и своевольствующим.

Владимир, прияв престол, пребывал в Киеве, а в Новгород определил наместником дядю своего Добрыню.

Потом варяги, пришедшие со Владимиром, стали просить, говоря: град Киев нами взят, надлежит нам с оного взять по двегривны с человека; Владимир же уговорил их, чтоб ждали, доколе дань соберут. И паки варяги стали просить, да отпустить их служить ко грекам; Владимир охотно на то согласился и, выбрав из них лучших и храбрейших людей, оставил у себя, дав им награждение и содержание, прочие пошли ко Царюграду2.

В 981 году Владимир имел с Мечеславом, князем Ляхов и Ленчан, войну. Воеводы Владимира дважды победили его, но Мечеслав не преставал воевать, сего ради Владимир, шед сам, в Польше при реке Висле победил Мечеслава и грады Ляцкие взял. Мечеслав же испросил мир у Владимира, отдал ему пять градов: Перемышль, Червень, Бельжу, Свенигород, Радом и иные; Владимир же даде ему мир и дань погодну на Ляхи возложил.

В 982 году Владимир ходил к вятичи, которые перестали платить дань и ссылались с печенегами, чтоб с оными совокупно Владимиру противиться, и, победив, возложил на них дань, как отец его брал.

В 983 году ходил Владимир на Ятвяг3 и победил их, покоря землю себе, возвратился в Киев.

В 984 году пошел Владимир на Радимич4, послал пред собою воеводу, именуемого Волчий Хвост; он же, встретя радимич на реке Пещане, победил их и заставил дань платить; и от той победы осталась долго в Руси пословица: радимичи волчья хвоста бегают.

В 985 году Владимир, собрав воинство великое и призвав дядю своего Добрыню, с новгородцами пошел на Болгар5 и Сербы, в лодиях по Днепру, а конные войски русские, торков6, Волынь и Червенские послал прямо в землю Болгарскую - объявить им, что, ради многих их нарушений прежних с отцом его и братом имевшихся договоров и причиненной подданным его обиды, требует от них удовлетворения данью. Болгары же, не хотя платить оной, но совокупившись со сербы, вооружились противу Владимира, но он победил их, учинил мир с ними, наложил на них дань и возвратился со славою в Киев; взятое же разделил на войско и отпустил войско восвояси.

Владимир, учинясь славен в своем народе, привлекал внимание всех окрестных стран, как чрез могущество свое, так наипаче непрерывным счастием в войне и победами; всякий народ уже искал его доброжелательства, дружбы, и как ближе с ним установить сношение и согласие. Удобность находили в том колебленном состоянии, в котором тогдашнее народное суеверие находилось в Руси.

Владимир сам с начала своего княжения, колико ни старался великолепием ей возвратить потерянный блеск, но в оном не успел. Приписать сему с вероятностию можно разных народов посольства, присланные ко Владимиру для соединения как союзом, так и верою с ним. Сперва прислали к нему болгары от Волги послов, уговаривать его, да примет Магометово учение. Владимир, выслушав их, сказал в ответ: "Ваше учение в странах сих весьма неудобно", и с тем их отправил, даря послов. Потом пришли послы Папы Римского; сим Владимир отвечал: "Идите вспять, отцы наши не прияли сего". Писатели сказуют, что Владимиру у римлян наивяще не нравилась власть Папежская и моление на латинском, народу неизвестном, языке. За сими прислали ко Владимиру жиды хазары, живущие в Киеве, и начали сказывать про свой закон. Владимир спросил у них: "Где есть земля ваша?" - они сказали: "Во Иерусалиме". И рече Владимир: "Тамо ли обитаете?" Они же отвечали: "Разгневася Бог на отцы наши и расточи нас по странам грех ради наших". Владимир же выслал их со гневом, говоря: "Как вы иных закону вашему хотите учить, его же не сохраня сами". По некотором времени прислал царь Греческий ко Владимиру философа Кира, который говорил Владимиру о греко-католическом законе. Владимир весьма был тронут учением его, но положил на сердце своем обождать еще мало и принял намерение испытать о всех верах; одарив философа, отпустил его с честию великою.

жиды, а напоследок пришли греки, и сказании философа Кира мудро, и слышать не без удивления, и приятно зело7, спрашивал у них, что ему присоветуют? Вельможи и старейшины советовали ему, приговорили мужей ученых послать во все оные места, испытать каждой закон и видеть службу их к Богу.

Писатели говорят, что сей совет был угоден Владимиру и всем людям8. И послал Владимир мужей честных и смысленных числом десять, повелел, во-первых, в болгарах испытать веру их. Они же, шед и быв видели и слышали все касательно до того; возвратясь в Киев, объявили о всем Владимиру и вельможам. Владимир же приказал им идти в Немцы, испытать и рассмотреть закон Латинский, и оттудова идти во Греки. Они же пришед в Немцы и рассмотрели церковную службу их, потом пришли ко Царюграду и явились императору Василию, где с честию великою приняты были; патриарх же цареградский наставил их и изъяснил веру православную, и показали им великолепие церковное. Они же хвалили закон и службу Божию. По том были от императора отпущены с дарами великими и с честию. Когда же возвратились в Русь, тогда Владимир, созвав бояр своих и старшин градских, велел послам объявить всему собранию, что где видели и слышали. Послы же о каждом законе сказали подробно; хвалили же наипаче закон греческий и показали великое желание и усердие ко принятию святого крещения, просили Владимира да отпустить их в Царырад для принятая веры греко-католической.

Собранные вельможи и старшины, выслушав все сие со вниманием, говорили Владимиру: что бабка его, великая княгиня Ольга, яко мудрейшая государыня, умела избрать лучший закон. На что Владимир сказал, что ежели они согласны все принять закон греческий, то и он тоже с ними исполнит, и спросил: где и как принять оный ему советуют? Они же отдали то на волю великого князя, и по том продолжалось рассуждение и приготовление к совершенному исполнению чрез целый год.

В 988 году Владимир положил идти на Корсун. (Вероятно, что сего похода на Корсун причиною была паки неустойка грек и неисполнение тех договоров, кои, по-видимому, возобновлялись в восьмилетнее течение или по прошествии того срока. Сей раз Владимир ко прежним статьям желал прибавить новое предложение, ибо хотел просить у царя Греческого в жену себе сестру его, цесаревну Анну. Владимир был обычен избирать способы, удобные придать внушениям, предложениям и требованиям его наивящее уважение и силу.) Он собрал великое войско, пошел весною на град Корсун9 греческий: корсуняне же затворились во граде. Владимир стал по Лиману от города на един перестрел и послал ко гражданам объявить, дабы город отдали; граждане же, надеяся на крепость города и получить помощь от грек, не послушали того, но оборонялись колико могли. Владимир повелел, приступя ко граду, подкопать стену и перекопать трубы водоводные. Корсуняне, видя, что будет недостаточно воды в городе, учинили договор со Владимиром, отворили ему вороты. Владимир, вшед с войском во град, послал в Царьград ко царю Василию, сыну Романову, со предложением о возобновлении вечного мира, просил в супружество сестру императора цесаревну Анну. Царь Греческий принял сие предложение со удовольствием; взял, однако, время на размышление, по долгом рассуждении положил согласиться на предложение о мире, на просьбу же Владимира ответствовал, что, если великий князь крестится, тогда цесаревну не отрицается отдать ему в супругу. Владимир, получа сей ответ, велел сказать царю Греческому: что он готов креститься, ежели к нему греческую цесаревну отправят и с нею священников, кои бы его научить и наставить могли в греко-католической вере. Император обрадовался сему ответу, начал цесаревну Анну Романовну уговаривать; она сначала никак не хотела согласиться вступить в супружество с великим князем Владимиром, пока не окрестится. Царь же и патриарх увещевали ее, говорили: во-первых, "ежели великий князь Владимир для нее примет закон православный, то имеет она от Бога ожидать великое воздаяние; второе, что она ведает сама, колико Греция много опасения, вреда и ущерба претерпела от русских, а чрез таковой союз избавит она свое отечество от многих бед и примет благодарение всенародное вечно". Сим склонили царевну Анну10 идти в супружество за великого князя Владимира и, утвердя император договор со Владимиром, отправили ее, а при ней вельмож и пресвитеров ученых послали. Она же, простясь со императором и со всеми с великими слезами, вшедше в корабль, отправилась чрез море; приплыв к Корсуню, корсуняне вышли навстречу ее по обычаю и, вшед во град, проводили ее в приготовленной ей дом. В то время разболелся Владимир очами, чем весьма скучал и печаль имел немалую, не ведая, что делать; люди же начали мыслить, будто Владимир колеблется в намерении креститься, имея царевну уже в своих землях. Уведав о сем слухе, цесаревна Анна послала ко Владимиру сказать: "что он ее и брата обнадежил принять святое крещение, ныне же она слышит о его болезни и доразумевается, что он в своем намерении колеблется, за что Бог болезнию сею его наказал, и ежели хочет избыть болезни, то б скорее крестился". Владимир, слышав сие, сказал предстоящим: "Ежели сие сбудется, что прозрю от крещения, то поистине чудо Бог явит надо мною". И повелел Владимир себя крестить.

Епископ же Корсунский со Иереи цесаревнины крестили его, и наречен во святом крещении Василий. Писатели сказуют, что во время крещения отпаде яко чешуя от очей его, и прозрел. Многие же от вельмож его крестилися в церкви Святого Иакова, которая посреди града на торжище. Палата же Владимира на стороне церкви, а цесаревнина - за алтарем; вскоре по крещении исполнен брак. Венчал их епископ Корсунский. Владимир царю Греческому возвратил Корсунь; сам же со царицею Анною отъехал в Киев.

По возвращении Владимира в Киев крестились дети его и вельможи. Слышав же сие люди, многие с радостию шли креститься на реку Почаину, рассуждая между собою: "Ежели бы сие не было добро, то б князь и бояре сего не приняли". По сем вскоре Владимир повелел строить церкви и училища для детей знатных, средних и убогих, и устроены были многие училища.

По том видя Владимир, что около Киева городов для защиты от набегов печенежских мало, повелел строить грады по Десне, по Остри, по Трубеже, по Суде, по Стугне и, во оных избрав людей добрых от славян, кривич, чуди, вятич и прочих подвластных ему и пришельцев, населял; понеже печенеги часто страну сию, набегая, обеспокоивали, хотя нередко сами прогоняемы и побуждаемы были; но не удобно было миром успокоить ради множества их владетелей.

По многом устроении земли жил Владимир по закону Христианскому, подавая пример добронравия; и, имея желание построить церкви каменные, послал в Царьград призвать к строению оных разных ремесленников.

В 989 году Владимир построил две церкви.

В 990 году заложил Владимир Белгородок на реке Рупане и дал во оной доходов довольно, людей же населил из иных городов; понеже любил град сей.

В том же году Владимир за многие противности польского князя Мечеслава, собрав войско, на него пошел и, нашед его за Вислою, победил; Мечеслав ушел в Краков и прислал послов с великими дары, о мире просил; Владимир же, учиня с ним мир, в Киев возвратился.

Того же лета пришли от Греческого царя послы возобновить мирные договоры, и с ними митрополит Михаил и четыре епископа от славян, и ремесленники к созданию каменных церквей.

В 991 году Михаил митрополит, взяв от великого князя позволение и с ним бояр знатных со служители, поехали по Русской земле, до Ростова с четырьмя епископы, с ними же Добрыня, дядя Владимиров, и учили народы закону и вере Христианской, и поставил епископов в Новгороде Иоакима (который летописец писал), а в Ростове - Феодора. Когда же новгородцы уведомились, что Добрыня, дядя Владимира, идет к ним со епископы, противились ему, заклали вороты, не пустили его во град и развели мост; Добрыня же ласковыми словами увещевал их, они же слышать не хотели. Епископы же стояли на торговой стороне города, ходили по торжищам и улицам, учили людей. В том положении пребыли новгородцы два дни, и несколько сот крестились. Народ же дом Добрыни разломал и имения из оного растащил. Тысяцкий же Владимиров Путята, яко муж смысленый и храбрый, приготовил лодии, избрал ростовцев пять сот мужей, нощию перевез выше града на другую сторону и вошел во град; новгородцы, видевши то, думали своим быть войскам; и, дошед до двора Угонаева (начинщика), оного и других начальников супротивления имать велел и послал к Добрыне за реку о том сказать.

На рассвете и Добрыня со всеми при нем находящимися приспел. Новгородцы, видя расположение войск двух военачальников, нарядили предних городских мужей, кои, пришед к Добрыне, просили мира. Добрыня же собрал войски, запретил беспорядки и грабления. Воробей же посадник, сын Стоянов, который был воспитан при Владимире и весьма красноречив был, пошел на торжищи (площади) и увещевал новгородцев креститься, и многие крестились, и для различия крещеных со некрещеными велели воеводы крещеным наложить кресты на шею. Писатели говорят, будто оттого в Руси обычай носить на шее кресты. Потом Путята возвратился в Киев; где того же году бысть наводнение велико.

Тогда же приходили послы от Папы Римского, и принял их Владимир с честию и послал к Папе своего посла.

В 992 году Владимир ходил ко Днестру и построил в земле Червенской (на Волыни) град во свое имя Владимир, и церковь создал, оставя тут епископа Стефана, и возвратился со удовольствием.

В 993 году Владимир ходил в помочь королю Венгерскому на семиградскую и хорватскую земли и, одержав победы, возвратился и вошел в Киев со славою.

Писатели сказуют, что тогда печенеги, пришед ко Днепру, по Суле-реке чинили нападения. Владимир, собрав войски, пошел противу их и встретился с ними на Трубеже у брода, где есть Переяславль; Владимир стал на одной стороне, а печенеги - на противной стороне, не переходя реку. Князь же Печенежский приехал к реке, звал Владимира для разговора и предложил ему с каждой стороны нарядить по единому мужу, и говорил: "Если твой воин победит моего, то я не буду вас воевать три лета; ежели же мой воин повалит вашего, то заплатите нам дань от меча войска твоего". (Сие в древле делывалось во многих народах, что в виду войск определяли подобные поединки.) И тако положа Владимир со Печенежским князем, разошлись разно. Владимир, пришед в свой стан, послал по всему войску, также к берендичам и торкам в станы, спрашивая: "Есть ли такой человек, который берется выйти противу борца печенежского?" Но не нашелся никто. Назавтра приехали печенеги к реке, приведши своего поединщика, звали от войск русских наряженного. Тогда пришед ко Владимиру, муж старый говорил, что имеет пять сыновей, из которых младший такую силу имеет, что воловую кожу руками надвое раздирает. Великий князь, слышав сие, послал по него, а печенегам отказал на три дня, и, когда посланные привели отрока к князю, тогда князь объявил ему требование печенег. Он же отвечал: "Не ведаю, могу ли бороться, испытайте меня и познаете силу мою; повели сыскать быка великого и сильного, да не над человеком покажу силу"; и сыскали быка, и, видя Владимир силу его над быком, рек, что может с печенегом бороться; и как пришел назначенной день, печенеги поутру рано паки пришед, стали звать на поединок, показуя своего борца готова без оружия. Тогда приступили оба войски к реке во оружии. Борец же печенежский был велик зело. Владимир же послал своего, и, узрев печенегин кожевника русского борца, ростом среднего, посмеялся ему. Размеривши же место между обоими войски, на средине пустили обоих. И когда сошлися борцы, схватились крепко, но вскоре ударил кожевник Иоанн Печенегина головою в брюхо, от чего Печенегин не устоял на ногах, пал на землю, кожевник же толкнул его ногою. Сие увидев, печенеги, тотчас пришед в смятение, отступили; Владимир с войском пошел за ними и гнал их до вечера. Владимир же у брода велел укрепить место. Кожевника Владимир учинил вельможею и отца его, дав им имения довольно, возвратился паки в Киев с победою и славою.

В 994 году Владимир ходил паки на болгар и, победив их, возвратился в Киев.

Того же года была суша велика и жары тяжкие, от которых жита в полях на многих местах засохли.

Того же года возвратились послы Владимировы от Папы.

В 996 году Владимир построил церковь Святые Богородицы, каменную, в Киеве и дал ей (и на содержание богаделен, больниц, училищ и прочего) от доходов своих десятую часть, и сотворил праздник великий в тот день боярам и старшинам градским, и убогим роздал милостыни много.

Вскоре по том пришли печенеги к Василеву (который Владимир по крещении прозвал во имя свое, ныне Васильков). Владимир, слышав о печенегах и сожалея град тот, еще не собрав войска довольно, хотя вскоре помощь граду учинить, пошел с малым числом войска на печенег, они же внезапно встретили его на лугу во многолюдствии. Владимир, видя то, с немногими войсками, бывшими при нем, хотел противиться, но войски его побежали с места. Владимир, оставаясь почти один лишь, ибо коня под ним убили, и не могши достать другого, скрылся за мост и тем спасся от плена, возвратился в Киев, где упражнялся строением церквей и иных народных зданий, празднуя праздники великолепно, созывая на оные людей много, раздавал милостыни изобильно, быв вельми милосерд ко всем людям, повелел нужду имеющим приходить во двор свой, где казначеи раздавали пищи, пития и деньги по усмотрению нужды каждого, кои же старости и дряхлости ради приходить не могли, к тем посылал на домы; сие творил по субботам, в воскресение же, по отслушании литургии, делал пиры в доме своем боярам и всем ближним и знатным людям, что делалось и без него, когда отлучался в иные грады или села, и для тех пиров Владимир велел сделать посуду серебряную столовую.

Великий князь Владимир любил весьма вельмож мудрых и простосердечных, и с ними о устроении государства, войнах и правосудии подданных каждодневно советовал, рассуждая, что сими государство силу, богатство и славу приобретает.

С пограничными же князьями, Болеславом Польским, Стефаном Венгерским, Удалриком Чешским, имел мир и любовь, которые его почитали яко старейшего и сильнейшего между государей славянских.

Владимир, находя по сердцу своему удовольствие в непрерывном милосердии и распространяя ту добродетель даже до того, что ослабело правосудие и суд по законам, отчего умножились в сие время разбои и грабительства повсюды, так что, наконец, митрополит Леонтий со епископы стали говорить Владимиру о том, представляя ему, что всякая власть от Бога, и он поставлен от Всемогущего Творца ради правосудия, в котором есть главное: злых и роптивых смирить и исправить, а боримым и добрым милость и оборону являть. Владимир, слышав то рассуждение, велел по законам деда и отца своего судить.

По некоем времени вельможи Владимировы представили ему, что он войско имеет многое, а иноплеменники, приходя, воюют землю Русскую, говоря: "А ты на них ни сам не идешь, ни воевод не посылаешь, чрез что воины ослабели (в своем искусстве), кони и оружие гинут понапрасну, а земля терпит разорение". Владимир, приняв сей полезный государству совет за благо, велел войски собрать и идти от Киева на Печенег, а из Новгорода на Чудь, войски же, шедше, с победою возвратились, и усмирися печенеги, не смели набеги чинить на Русь.

В 997 году Владимир, не опасаясь от печенег набегов, умыслил идти сам на Чудь и оных покорить, собрав войско и от Кривич11 (Смоленск) пошел к Новгороду. Печенеги же, уведав о том, что князя и войска в Киеве нет, пришли во множестве и стали около Белаграда, не дая никому выйти из града, ни во град потребное привезти, и по некоем времени учинился во граде недостаток в пище. Помощь же учинить было некому, понеже войск в собрании не было, и скоро киевляне собрать не могли, граждане же Белаграда учинили совет и положили было пустить печенег во град.

Писатели сказывают, будто тогда един муж старый, не быв на совете, спросил идущих с совета: о чем совет был и что положили? И слыша, что наутро хотели открыть городские ворота печенегам, созвал старейшин градских и сказал им: "Послушайте меня, держитеся во граде три дни, и что я велю, то учините". Они же, быв в такой крайности, обещалися слушать его, и повелел им собрать по горсти овса со двора и пшеницы или отрубей, сколько можно, что все немедленно к нему и принесли. Он же сделал сулой, из чего варят кисель, велел выкопать колодезь, поставил на дно оного кадь большую, влил тот сулой, потом велел искать меда, и нашли лукошко меда в княжем погребе, велел оный рассытить сладко и сделать другой колодезь, такой же, и влил в него сыту, и наутро велел послать ко печенегам звать от них несколько знатных на переговор во град.

Печенеги обрадовались тому, выбрали лучших людей десять человек, послали во град и столько же взяли из города в залог; и, когда посланные от печенег вошли во град, приняли их с честию и стали говорить, что гладом и силою не возьмут град, хотя бы стояли десять лет, и чтоб посмотрели, какую пищу им колодези дают, с которою пробавиться легко можно, дондеже придут от князя войски. Печенеги поверили тому, возвратились в свой стан, разменяли залоги, отступили от града и пошли восвояси.

Владимир, покорив Чудь, возвратился в Киев и, услыша, что печенеги набеги учинили, посылал за ними вслед войски, но не могли догнать, возвратились.

В 1000 году Владимир весною, паки собрав войско, пошел на болгар и, взяв Переяславец на Дунае, в оном пребывал, доколе мир учинил.

В то время печенег многое число пришли ко Киеву, окружили город, отчего в Киеве были в немалом опасении, но ночию Александр Попович (вельможа Владимиров) вышел с войском из города, прогнал печенег, за что Владимир пожаловал Александру Поповичу: наложил на него гривну златую и сотворил его вельможей в доме своем.

В 1001 году послал Владимир на печенег Александра Поповича и Яна Усмовича, которой поборол сильного печенега у Переяславля. Они же, шед с войском, победили печенег и взяли в плен князя Родамана с тремя сынами, в Киев ко Владимиру привели. Владимир же сотворить празднование велел в Киеве о победе сей.

и прочее, касательное обычаю и порядку правления каждой земли. (Вероятно, что Владимир имел описание своего государства и соседственных, яко болгар, грек и прочих нужнейших ко спознанию, но оные до нас не дошли.) Татищев говорит, строения великолепные далеких стран суть вещи любопытные, но законы, порядок, правосудие, награда за добродетели, укрощение пороков, воинское устройство и искусство, нравы, смысл народный, прибыток, каковой торговлею от них достать можно, суть нужные вещи ко испытанию.

В 1003 году был урожай и умножение всяких жит и плодов земных.

В 1004 году печенеги пришед, паки Белград обступили, и послал Владимир Александра Поповича да Яна Усмовича с войском. Печенеги же, услышав о приходе войск, оставя осаду, ушли в степи.

В 1006 году прислали болгары волжские12 послов ко Владимиру, дабы позволил им в городах по Волге и Оке торговать. Владимир им то охотно дозволил, во все грады и везде торговать с русскими купцами и русским купцам с торгом ездить же к болгарам и от них покупать что потребно.

В 1014 году Владимир повелел войско готовить, чистить дороги и строить мосты, хотел идти к Новгороду сам, ибо новгородцы отказали дань платить. Но не пошел, понеже разболелся.

Тогда же пришли ко Владимиру послы Болеслава, князя Ляцкого (Литовского), с ними же были послы чешские (богемские) и венгерские, просили каждый дщери его: он же обещал Болеславу дать за чешского князя дщерь свою старшую Премиславу, а за венгерского царя - среднюю, Предславу, которую весьма любил, и обещал весною съехаться с ними во граде Владимире на Волыни.

В 1015 году новгородцы, слышав, что Владимир хочет на них идти, послали к варягам требовать войско в помощь. В то же время слыша Владимир, яко печенеги идут на Русь, послал сына своего Бориса противу их с войском, и вскоре по том месяца июля в 15 день скончался на Берестове, на 68 году от рождения. Слуги и воеводы скрыли смерть его и, завернув тело в ковер, тайно повезли в Киев.

Княжил всею Россиею 35 лет.

Погребен в Киеве в Десятинной церкви.

В супружества имел до святого крещения:

I. Жену от варяг, от которой:

1. Князь Вышеслав.

II. Рогнеду, или Гориславу, княжну Полоцкую, на которой женился в 976 году. Рогнеда приняла закон Христианский и, вступив в монашество, приняла имя Анастасии. Скончалась в 1000 году. От Рогнеды родилися три сына и две дочери, а именно:

2. Князь Изяслав.

3. Князь Ярослав.

4. Князь Всеволод.

5. Княжна Пределава, за королем Венгерским.

6. Княжна Премислава, за королем Богемским.

III. Малфреду, княжну Богемскую, скончалась в 1000 году.

IV. Чехиню Адиль, или Ольгу, от которой:

8. Князь Святослав.

9. Князь Мстислав.

10. Князь Станислав.

V. Болгарыню Милолику, которую Владимир паче других любил; от сей:

11. Князь Борис.

12. Князь Глеб.

После святого крещения Владимир отпустил прочих жен и дал им и сыновьям, от них рожденным, уделы. Сам же венчался по христианскому обычаю со цесаревною Анною, которая преставилася в 1011 году, от которой:

13. Княжна Мария, переименована Доброгневою, супруга Кажимира I, короля Польского; для нее в Кракове построена была церковь греко-католической веры.

Владимир усыновил своих племянников, а именно: Святополка, сына Ярополка, да Судислава и Подзвизда, сыновей Олега Святославича.

Владимир, желая после святого крещения (в 988 году) отпустить жен и детей, коих имел до того времени, последовал примеру отца своего Святослава Игоревича, дал каждому сыну и усыновленным племянникам своим уделы, а именно:

1. Князю Вышеславу - Новгород; сей скончался прежде отца в 1010 году.

2. Князю Изяславу - Полоцк; сей преставился в 1001 году, наследовал сын его Брячислав.

3. Князю Ярославу - Ростов, а по смерти Вышеслава - Новгород.

4. Князю Всеволоду - Владимир на Волыни.

5. Князю Вечеславу - Чернигов.

6. Князю Святославу - Древляны. У сего был от княжны Венгерской сын Иоанн, или Ян, родися в 1002 году.

7. Князю Мстиславу - Тмутаракань. (Писатели Тмутараканских князей называют попеременно то Тмутараканскими, то Рязанскими, и вероятно, что Тмутаракань была на Проне-реке близ Рязани.)

8. Князю Станиславу - Смоленск.

10. Князю Глебу - Муром.

Усыновленным племянникам Владимир дал в удел, а именно:

11. Князю Святополку - Туров.

12. Князю Судиславу - Псков.

13. Князю Подзвизду - Берестов.

РОДОСЛОВИЕ ВЛАДИМИРА I

Святослав I, великий князь всея Русии, от 945 по 972.

I. Супруга его, княжна Венгерская Предслава.

От сего супружества:

1. Ярополк I, великий князь Южной Русии, от 972 по 980.

В супружестве имел грекиню Предславу, от которой родился Святополк I, князь Туровский, от 988 по 1015, по том великий князь, от 1015 по 1020.

2. Олег, князь Древлянский, от 970 по 977.

Дети его: Судислав, князь Псковской, от 988 по 1036.

Подзвизд, князь Берестовской, от 988 по...

II. Малуша, от которой родился

3. Владимир I, князь Новгородский, от 970 по 980, по том великий князь, от 980 по 1015.

В супружестве имел:

I. Жену от варяг, от которой:

1. Князь Вышеслав.

2. Князь Изяслав.

3. Князь Ярослав.

4. Князь Всеволод.

5. Княжна Предслава, за королем Богемским.

6. Княжна Премислава, за королем Венгерским.

III. Малфреду, княжну Богемскую, от которой:

7. Князь Вечеслав.

IV. Чехиню Адиль, или Ольгу, от которой:

8. Князь Святослав.

10. Князь Станислав.

V. Болгарыню Милолику, от которой:

11. Князь Борис.

12. Князь Глеб.

13. Княжна Мария, переименована Доброгневою, супруга Кажимира I, короля Польского.

СОВРЕМЕННИКИ ВЛАДИМИРА I

от 980 до 1015 года были:

В Греции императоры:

В Германии императоры:

Отгон II, от 973 по 983.

Отгон III, от 983 по 1002.

Генрихи, от 1002 по 1024.

Мечеслав, от 964 по 999.

Болеслав I Храбрый, от 999 по 1025.

В Богемии князи:

Болеслав II, от 967 по 999.

Яромир, от 1002 по 1012.

Удалрик, от 1012 по 1037.

В Саксонии князи:

Венно, от 973 по 1010.

В Фальце князи:

Герман I, от 939 по 993.

Езон, от 993 по 1035.

В Бранденбургии князи:

Лютарь, от 985 по 1003.

Вернер, от 1003 по 1010.

Вернард I, от 1010 по 1018.

В Баварии князи:

Генрих II, от 982 по 995.

Генрих III, от 995 по 1005.

Генрих IV, от 1005 по 1027.

В Брунсвике князи:

Лудолф, от 1006 по 1038.

В Болгарии цари:

Самуил, от 974 по 1014.

Радомир, от 1014 по 1015.

Звено I, от 980 по 1015.

В Аравии калифы:

Taй XLIII, от 974 по 991.

Кадер XLIV, от 991 по 1031.

Азиз, от 975 по 996.

Гакем Вамрилла, от 996 по 1021.

Во Франции короли:

Лютарь, от 954 по 986.

Гюг, от 987 по 996.

Роберт, от 996 по 1031.

В Англии короли:

Етелред, от 978 по 1014.

В Гишпании короли:

Рамир III, от 967 по 982.

Вермут II, от 982 по 999.

Алфонс V, от 999 по 1027.

Николай, от 983 по 996.

Сизима, от 996 по 999.

Сергий, от 999 по 1019.

Папы Римские:

Иоанн XIV, от 983 по 985.

Иоанн XV, от 985 по 985.

Иоанн XVI, от 985 по 996.

Григорий V, от 996 по 999.

Иоанн XVII, от 1003 по 1003.

Иоанн XVIII, от 1003 по 1009.

Сергий IV, от 1009 по 1012.

Бенедикт VIII, от 1012 по 1024.

Ефрем, от 977 по 981.

Филофей, от 981 по 1005.

Захарий, от 1005 по 1032.

Патриархи Иерусалимские:

Иосиф, от... по...

Александр, от... по...

Еремей, от 984 по 1012.

Арсений, от 1012 по 1023.

Феодор, от 969 по 985.

Агапий, от 985 по 1004.

Иоанн, от 1004 по...

Николай, от... по...

В Киеве:

Михаил, от 988 по 992.

Леонтий, от 992 по 1035.

В России удельные князи:

Вышеслав Владимирович, от 988 по 1010.

Ярослав Владимирович, от 1010 по 1025.

В Полоцке:

Изяслав Владимирович, от 988 по 1001.

В Ростове:

Ярослав Владимирович, от 988 по 1010

Борис Владимирович, от 1010 по 1015.

Во Владимире на Волыни:

В Чернигове:

Вечеслав Владимирович, от 988 по...

В Древлянах:

Святослав Владимирович, от 988 по 1015.

Мстислав Владимирович, от 988 по 1034.

В Смоленске:

Станислав Владимирович, от 988 по...

В Муроме:

В Турове:

Святополк Ярополкович, от 988 по 1015.

В Пскове:

Судислав Олегович, от 988 по 1036.

Подзвизд Олегович, от 988 по...

Примечания

1. В том числе были Ян, или Иоанн Усмович, Александр Попович, Илия Иванович Муромец, Андриян Добрянков, Добрыня Никитич, Рогдай, который на всякую силу один выезжал, и иные многие. О сих много повествуют в народных сказках.

2. Варяги в Константинополе служили; их служба при дворе была самая ближайшая к императору: они стояли у дверей покоев царских и в прочих знатных местах и имели преимущество стоять и ходить по обеим сторонам Цесаря. Усердием своим и ревностию приобрели они у государей греческих такую доверенность, что почитались за вернейших и надежнейшими всего войска. Главное их оружие было секиры (род топора) обоюдные, по чему секироносцами назывались: они с одной стороны были широки и остры и употреблялись вместо мечей, а с другой стороны - остроконечны и длинны, вместо копьев им служащие. Носили они их обыкновенно на плечах. У Аколуфа, или начальника варягов, была шляпа златотканая, равная как у великого Адмирала Греческого. Кафтан обыкновенный, как и у прочих, при дворе Греческом служащих. Аскараник (персидская одежда до колен, по обеим сторонам отверстая и жемчугом вышита) багряного цвета златотканый, имеющий как спереди, так и с задней стороны образ императора.

4. Радимичи, народ славянский на реке Пещаной; река Пещана течет в Березу; они же жили и на Соже, а Сожа впадает в Днепр.

5. Сии болгары поселены были возле Черного моря за Дунаем. 6. Сих торков греки точно именуют турки. У греческого писателя Птолемея близ Крыма положен город Торока.

7. Чтоб к учению философа Кира Владимир показал наклонность, сие тем наипаче не диво, что Владимиру закон православный не безызвестен был, быв воспитан при своей бабке, великой княгине Ольге; он же жену имел, до крещения чехиню.

8. Из того видно, что уже между подданных Владимира много было христиан или наклонности имеющих ко принятию закона Христианского и скучающих о тогдашнем суеверии.

Но понеже летописцы именно говорят Корсун на Лимане, то вероятнее видится Кинбурн. 10. Сестра цесаревны Анны, цесаревна Епифания Романовна, была в супружестве за Римским императором Отгоном II.

11. Кривич на сарматском языке значит "верховье рек".

12. Волжские болгары толико о ремеслах и купечества прилежали, что в Индию чрез Персию, чрез Россию на север во Швецию и Данию, чрез Черное море до Египта для торгу ездили.

Раздел сайта: