Приглашаем посетить сайт
Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Екатерина II. Записки касательно российской истории
Великий князь Святослав I

Великий князь Святослав I

24

По кончине великого князя Игоря Рюриковича совокупленные княжения Северной и Южной Русии достались по наследству сыну его, Святославу Игоревичу, которому (в 945 году) было 25 лет от роду, понеже родился в 920 году по Рождестве Христове. Дядька Святослава был Асмунд (из варяг). От младости великий князь Святослав был склонен к воинскому делу. В самом юношестве привык он к воздержанию.

С войском когда находился в поле, тогда много излишних повозок и сосудов с собою не возил; но пищу и одежду употреблял единакую с войском (писатели сказывают, что едал мясо вялое и сухой хлеб), спал по земли на войлоке, под голову клал седло, а вместо шатра служила ему епанча. К себе в приближенные люди избирал мужей искусных или храбрых. Таков оказался и сам. Летописцы говорят, что он был легок, быстр, проворен, шагист и бодр. Когда был обижен соседственным народом, тогда воевать не начинал, не объявляя наперед, что если миру хотят, то б прислали послов для договора, а буде того не учинять, то он пойдет к ним принудить их к миру.

Великий князь Святослав, дондеже мать его, великая княгиня Ольга, была жива, мало о правлении государственном прилежал, но упражнялся воинским распорядком.

Писатели говорят, что Святослав редко в Киеве находился и полагался во всем на мудрость и искусство матери своей.

Во время смерти великого князя Игоря (в 945 году) великая княгиня Ольга находилась с сыном своим Святославом в Киеве, воевода же был Свенельд, отец Мстишин.

Древляне, учинив злое дело над Игорем, опасались, что не останутся без наказания, и, размышляя, как быть, ласкались загладить то дело хитростно, одержать свою независимость и воспользоваться слабостию россиян, буде при перемене правления в Киеве к тому сыщут способ.

Для выполнения своих замыслов нарядили послов, послали их ко двору великого князя Святослава, с извинением и предложением теснейшего соединения и союза. (Писатели сказывают, будто послы предлагали соединить супружеством своего князя Маддива с великою княгинею Ольгою; и хотя сие мало имеет вероятности потому, что великая княгиня Ольга тогда уже была шестидесяти лет; но, с другой стороны, князя Маддива мог прельстить таковой союз по участию великой княгини Ольги в правлении Россиею.)

Посольство древлян принято было снаружи со благопристойностию. Великая княгиня Ольга выслушала причину пришествия послов, ответствовала: что, быв во вдовстве, еще благодарить обязана древлянам, что толико к ней уважения имеют, что мужа воскресить не может, желание имеет забыть прошедшее и входит с ними в теснейшее сношение, и что их угостит достойным образом по важности посольства.

Древлянские послы, получа столь приязненной ответ, (приписали знатно оной слабости), сами возгордели зело, имели нелепые прихоти1. Видно, что сих ради причин, а может быть, и для выиграния времени, великая княгиня Ольга послала гонца ко древлянам, объявляя им то же, что сказано было послам, требуя, чтоб для таковых важных переговоров древляне прислали наивящее число знатнейших мужей, с которыми ей условиться о всем можно было.

Древляне, получив таковое извещение, нарядили пятьдесят мужей знатнейших, которых, под видом тем, чтоб от дальнего пути отдохнули, Ольга не допустила до себя, но послала паки гонца ко древлянам сказать, что, получая последнее посольство, идет к ним на соглашение, но желает прежде всего сделать тризну (поминовение) над гробом своего супруга. Сама же, собрав войски, пошла ко древлянам; приближаясь, выбрала вернейших и надежнейших малое число воинов, с которыми вошла в город Коростен, где ее встретили с великою радостию.

Ольга требовала, чтоб немешкатно указали ей могилу Игореву, куда пришед, плакала зело по муже своем. Потом повелела киевлянам и древлянам насыпать великий курган и, когда насыпали, приказала отправить по тогдашнему обычаю тризну. Древляне же спросили, где посланные от них мужи? Ольга ответствовала, что идут позади с людьми сына ее. После того Ольга своим служителям велела потчевать древлян, сама же отошла в иной шатер, ожидала остаточных своих войск, и как пришли, то приказала обступить древлян и наказать винных. Сама же возвратилась немешкатно к Киеву и собрала снова войски к походу на Древлян, дабы их совершенно под власть привести. Ольга с сыном Святославом и с войском паки пошла на древлянскую землю. Древляне же, собрався, вышли противу ее. Великий князь Святослав впервые, но храбро предводительствовал, Свенелд и Асмунд следовали усердно его примеру. По некоем супротивлении российские войски, сразясь мужественно, древлян победили.

Древляне побежали и затворились во градах своих. Ольга с сыном своим пошли к городу Коростену и стали с войском около града, а к другим градам послали воевод; стояли все лето, не могли взять град Коростен. Под конец лета послали во град требовать сдачи града. Древляне же обещались сдать город, буде оставят их без наказания за злое дело над Игорем, обещали и дань умеренную платить. Пока договаривались о сдаче города и о дани, учинился во граде пожар и сгорел город Коростен весь, жители же побежали из града. Ольга приказала войску своему древлян ловить и имать, иных наказать, других раздать в работу, а прочих оставить платить дань две доли в Киев великому князю, а третью - к Вышеграду - ей самой, понеже Вышеград был Ольгин удел или вено.

Потом великая княгиня Ольга и великий князь Святослав пошли и со всем войском по Древлянской земле, установляя порядок, устроя и распорядя все, возвратились в Киев.

В 947 году великий князь Святослав остался в Киеве; Ольга же со многими вельможи пошла к Новгороду по Мете и по Поле-реке, погосты устрой и по Луге, оброки и дани уложи.

Летописцы сказывают, что Ольга из Новгорода иде во отечество свое, идеже родилася, в Весь Выбуцкую. Егда же в стране той приде к берегу реки, зовомой великой, где река, нарицаемая Пскова, впадает (бяше же на том месте лес велик, и предвидя, что на том месте полезно и выгодно быть городу), повели город Псков (Плесков) созидати и людей населяти, и довольно злата и сребра даде на то; и много сел и деревень строя, и разделяя их на погосты, и сие распорядя, возвратилась в Киев и пребывала со сыном в любви.

Во время похода Ольгина родился в Будятине, селе близ Пскова, от Малуши, Ольгиной ключницы, у великого князя Святослава третий сын, нарече его Владимир.

Природная острота разума великой княгини Ольги сияла и посреди непросвещения того века: ее к добродетелям склонная душа находила в тогдашних правилах, нравах и обычаях много недостаточного и исправления требующего. Великий ее смысл понимал, что было ей неизвестное; в соседстве ее находилась империя Греческая, которая часто притягала по делам внимание правителей России. Оттудова приходили избытки, торги, знании и даже до понятий о вещах, несходных принятым в землях, подвластных России. В самом граде Киеве, под очами великой княгини Ольги, находились не токмо греки, но и подданные великого князя Святослава - русы, славяне, варяги, исповедающие уже закон греческий, жития воздержного и добродетельного, поучающие благонравию и любви к ближнему, привлекающие к себе кротостию, послушанием, повиновением и терпеливостию похвалы общие.

Неоспоримые правила толиких благ, труда не имели вкорениться в душе, истинну любящей. Ольга, наполнена быв чувством истинным, получила желание ехать в Царьград принять прямое Христианское учение со святым крещением; не удобно было ей того учинить в Киеве, где большая часть народа еще обреталась в неведении закона Христова.

В 955 году великая княгиня Ольга, взяв с собою немалое число знатнейших вельмож и множество сокровищ, пошла водою в Константинополь, якобы для пользы дел и нужд ее державы.

Греческие писатели сказуют, что царь, царица, царская фамилия и все придворные вельможи были в отменно великолепном наряде, для встретения столь знаменитого гостя; во все время ее пребывания в оной столице ничего более не производилось, как только радостные пляски, беспрестанные пения, веселости и торжественные пирования.

России писатели говорят, что царь Греческий, узрев ее (по летам еще) добру зело лицом и смысленну, удивился. Беседуя меж прочим, рек к ней: "Достойна ты есть многих царств, и счастлив был бы и сей престол тобою". Она же отвечала: "Я сюда приехала для слышания и вразумения закона Христианского, и желаю быть крещена, ежели хочешь ты сам меня крестить". Император, видя ее благие намерения, тем был обрадован, повелел все ко крещению ее приуготовить и крестил ее с патриархом Феофилактом, было же наречено имя ей в святом крещении Елена2; и царь Греческий даде ей дары многие и отпусти ее. Ольга же, взяв благословение патриарха Константинопольского, иде во свою землю и, пришед в Киев, уговаривала сына креститься; он же ей ответствовал: "Как я един крещуся, а прочие не хотят". Она же рече: "Ежели ты токмо крестишься, то все будут тоже творить", но Святослав не крестился, опасаясь, что войски его покинут на брани, войски не быв крещены.

В 956 году царь Константин прислал послов ко Ольге и сыну ее Святославу просить помощных войск.

Ольга тогда не была довольна греками, которые ей не дали решительного ответа по делам, но заставили ее долго стоять во ожидании решения в Скутари. Сын же ее Святослав не любил грек; оба рассуждали, что за Царьград посылать войски в помощь грек далеко, и тако не дали войск, но одарив послов, отпустили их с честию.

В 965 году ходил великий князь Святослав на хазар; они же вышли противу его со князем своим, или Каганом.

Святослав одолел хазар и град Беловежу взял. Потом шед ясы и косоги победил, из которых много привел в Киев на поселение.

В 967 году Святослав, по соглашении со Греческим императором Никифором и ради собственной обиды от болгар, что болгары помогали хазарам, пошел к Дунаю и сошедшись у Днестра со болгары, хазары, косоги и ясы3, кои его тут ожидали с великою силою (или во многолюдстве) не переходя реку, но Святослав, обошед, выше перешел Днестр, где ему помощь от венгров приспела, и, тако дошед до них, болгаров, хазар, косоги и ясы победил, и восемьдесят градов их по Днестру, Дунаю, Пруту, Серету, Олше и другим (впадающим в оные) рекам взял; сам остался жить в Перееславце4 на Дунае, куда ему греки договоренную погодную дань бесспорно присылали; со венгерцами же имел любовь, согласие и свойство по причине своего супружества с Преславою, княжною Венгерскою, от которой родися ему два сына, а именно Ярополк и Олег.

В 968 году великий князь Святослав упражнялся в делах военных в Переяславце на Дунае.

Великая княгиня Ольга с тремя внуками, Ярополком, Олегом и Владимиром, жила в Киеве и управляла дела земские (гражданские, или внутренние).

Тогда внезапно печенеги пришли к Киеву, град облегли отвсюды. В Киеве на то время войск не случилось; граждане, колико могли, обороняли град, укрепяся елико умели. К Святославу весть послать было не можно, все пути печенеги заняли и ко Днепру воду брать не допускали. За Днепром, в Чернигове был воевода Претич; уведомясь он о том, вскоре собрал войска сколько мог, приплыл в лодиях и конницу привел, стал за Днепром противу Киева (на Лугах), имея лодии перед собою.

Старейшины же киевские начали искать человека, кого переслать к воеводе сказать о крайней нужде, в которой находились; и нашелся един муж, довольно печенежский язык знающий, которой обещал перейти за Днепр с вестию ко воеводе. И тоя ж ночи вышед из града с уздою конскою, пошел сквозь печенежский стан, будто ищет коня, спрашивал у встречающих, не видали ли коня?

Печенеги же мня его быть своим; дошел к реке Днепру, скинул одежду, пошел в реку и поплыл; что увидев, печенеги устремились за ним, но не могли ему учинить ничего. Воины же русские, пришедшие с воеводом Черниговским, видя человека, плывущего в Днепре, послали лодии ему на помощь и, взяв в лодию, привезли к воеводе, которому объявил, в какой нужде Киев находится.

Воевода Претич учинил совет, в котором едва не все согласно представили, что с малым таким числом войск, как они с собою имели, противу превосходного множества град оборонить нельзя, и во град войти без довольного запаса для войск не польза же. Но Претич рассудив, что он имеет лодии, и печенеги на воде ничего ему сделать не могут, не имея лодий, решился, чтоб конечно идти чрез реку в лодиях, говорил: "Если града оборонить и помощь учинить не можно, то по крайней мере великую княгиню и княжичев можем взять и привести на сию сторону".

И учинил тако: ночью шедши в лодии, на рассвете вострубили в трубы и пошли прямо ко граду, а люди во граде, слышав оное, сделали из города вылазку, напали на печенег. Печенеги же, видя, что с лица и с тылу на них наступают, подумали, что Святослав сам приспел на помощь города, убояся его, побежали от града; ибо боялися зело даже до имени великого князя Святослава, понеже был муж искусный и вельми храбрый воин. Тогда великая княгиня Ольга и со тремя внуками ее, Ярополком, Олегом и Владимиром, и со людьми вышла из города к лодиям и отъехала от города. Но, как светло стало, князь Печенежский возвратился с малыми людьми и приближился к войску русскому, звал, дабы князь или воевода к нему приехал для переговора. Воевода Претич поехал к нему, и князь Печенежский спросил: "Кто пришел к городу, князь ли сам или воевода?" Претич же отвечал: "Аз есмь воевода Святослава, пришел с передовыми войсками, а за мною придет множайшее число войск со князем самим". И рече князь Печенежский: "Буде ми друга и помиримся", на что Претич согласился, и подали руку друг другу

Печенежский князь подарил Претичу коня, саблю и стрелы, а Претичь даль князю щит и меч; после того князь Печенежский отступил с войском от града, возвратился восвояси, не могши взять Киев.

И послала великая княгиня Ольга ко великому князю Святославу с вестию глаголя: "Ты, княже, дальние пределы хранишь, а древнее свое владение Киев и матерь свою с детьми твоими оставил без обороны, что увидав, печенеги, пришед, едва град не взяли; и ежели не придешь и не охранишь, то весьма опасно, чтоб оные паки не пришли, и сей престольный град прародителей твоих не взяли. Паче же должно тебе, сожалеть матерь твою, в старости сущую, и детей, да не попадутся в руки иноплеменников".

Святослав же, слышав сие, вскоре с воинством пришел к Киеву и вельми сожалел о бывшем от печенег утеснении, и немедля пошел на печенег, и, нашед и победи их, учинил с ними мир и возвратился ко Киеву.

В 969 году великий князь Святослав, не долго быв в Киеве, скучил, говорил матери своей и боярам: "Не приятно мне быть в Киеве, но люблю жить в Переяславце на Дунае, тамо бо есть сердце земли моея, тамо вся благая сходится. От грек получаю парчи и одежды, злато, вина, овощи различные; из чех и утр - сребро и кони; из руси - кожи, зверей, воск, мед и войско". Ольга же увещевала его, говоря, чтоб остался с нею по кончину ее, она же уже была больна суще, и несколько дней спустя скончалась великая княгиня Ольга восьмидесяти четырех лет. Погребена в Киеве в Десятинной церкви. По ней же не токмо сын ее и внуки, но всенародно жалели и плакали.

общее привела. Известно, что народы и языки народов мудростию и тщанием вышних правителей умножаются и распространяются. Каков государь благоразумен, о чести своего народа и языка прилежен, по тому и язык того народа процветет. Многие народные языки исчезли от противного сему.

Святослав по смерти матери своей, пребыв несколько времени в Киеве, распределил о всем правление.

В 970 году определил старейшего сына своего Ярополка в Киеве со властию, а второго - Ольге в Древляне. Тогда новгородцы просили себе от Святослава для управления единого из его сынов, и Святослав дал им на волю просить которого хотят, и хотя они прилежно из старейших просили, но Ярополк и Олег отреклися. Един же из послов новгородских, именем Добрыня, советовал им просить меньшего сына Святослава, Владимира, который рожден был от Малуши, дочери славянина Каплюши Малки Любчанина, сестры Добрыниной (Малуша же была свойственница и ключница Ольги и в ее призрении воспитана). Новгородцы, прияв тот совет за благо, просили Святослава, чтоб им дал Владимира, чему Святослав быв рад, отдал им охотно; новгородцы приняли Владимира, и он поехал с Добрынею к Новгороду.

В 971 году Святослав упражнялся в Киеве земскими распорядками. Тогда болгары, сведав Святослава поход к Киеву противу печенег, пришед, обступили Переяславец на Дунае. Воевода же Святослава Волк крепко во граде оборонялся и, видя недостаток в пище, велел тайно войску своему лодии приготовить, и Волк, убравшись на лодии свои, пошел со всем войском и имением вниз по Дунаю, и не могли ему болгары ничего учинить, понеже он лодии все отнял. И пришед Волк к устью Днестра, уведав, что Святослав идет с войском, пошел по Днестру и тут с ним соединился, а болгары, взяв Переяславец на Дунае, елико возможно укрепили. Когда же Святослав пришел к Переяславцу, болгары заперли град, начали крепко оборонять. Святослав же храбро град приступом взял. Уведав же Святослав от пленных болгар (в числе которых были два сына царя Петра Болгарского, а именно Борис и Роман), что греки подущали болгар на него идти войною, послал в Константинополь царю объявить за его неправду войну. Царь же отвечал, извиняясь, якобы болгары на него неправду говорят, говорил: возьмите дань. Но пока договаривались о дани, греки узнали, колико войск Святослав противу их ведет, и послали греки войски вдвое, а дани не послали. Святослав же, собрав все войски и устроя, пошел противу грек. Увидевше же русы, венгерцы и поляки, кои были со Святославом, войска греческого зело великое число, удивися, и рече Святослав к ним: "Уже нам нет иного способа, токмо стать противу них, да не посрамим чести своея, и, ежели побеждены будем, да умрем на месте, мертвые бо стыда не знают; ежели же побежим, страм вечный себе нанесем; и сего ради не хочу бежать, но станем крепко и оборонимся храбро чести ради своея и отечества. Я же пред вами пойду". И рекли все: "Где ты будешь, тут и мы". Святослав же одержал победу, греки побежали.

Святослав пошел за ними во Фракию и многие грады взял. Царь же Греческий, услыша о неудаче той, созвал вельможи своя в совет, требовал их мнение, что делать, рассуждая, что силою не можно со Святославом воевать, и советовали вельможи ему послать послов с дары к нему и увещевать к миру. По которому совету согласясь, царь Греческий послал ко Святославу мужа мудра со дарами, которому и велели разведать о состоянии Святослава.

то Святослав, не воззрев на дары, рек служащим своим: "Возьмите и раздайте нужду в том имеющим"; послам же сказал: "Я имею злата, сребра и прочего довольно и воюю не для сих вещей, но по причине неправды Греческого царя. Ежели хотите мир иметь, я с охотою учиню, токмо заплатите по договорам, чего несколько лет не исправляли".

Послы же, возвратяся ко царю, возвестили о том, что происходило. Тогда советовали царю послать ко Святославу в дар оружие, и царь послал к нему меч и иные оружия; и когда принесли оные ко Святославу, то он их принял и начал хвалить оружие и благодарить царя. Послы же возвестили царю о происходящем, что услыша, вельможи греческие говорили с восхищением о Святославе, и, вспомня все храбрые предприятия и действия великого князя Святослава, его воздержание и умеренность, что имение презирает, а в почтении имеет и приводит славу оружия и честь отечества, не инако употребляет, как в защищение правды или в наказание за неправду, жалели, что Святослав не родися царствовать в Греции, говоря (и при своем царе): "Мы бы рады сами такому государю служить, которой возвышает славу и честь своего государства". Святослав же шел далее, и был уже близ Царяграда; тогда пришли паки послы греческие и дань по договорам принесли. Святослав же рассудил возвратиться в Киев и положил со греками мирные договоры окончать, и послал в Дестрград к царю Греческому, который тогда в том городе находился, послы. Царь же Греческий тому рад бысть, и послы с Греческими полномочными от царя учинили вечной мир и совершенную любовь, и договорились и написали, во-первых, прежние договоры утвердили, яко были при царе Игоре, и сей договор подписали Свенельд, посол Святослава, и Феофан, Сигклит Греческий, месяца июля 11 дня в 971 году.

Святослав, учиня мир со греки, пошел из Переяславца на Дунае в лодьях по Дунаю на море к устью Днепра. Воевода же Свенельд советовал ему, что лучше идти на конях сухим путем к Киеву, нежели на лодьях, понеже по Днепру около порогов стояли печенеги, но Святослав, не послушав, пошел водою на лодьях с малым числом людей, войски же отпустил сухим путем, Свенельд поехал с великим князем. Печенеги же заступили пороги; и как Святослав к порогам пришел, не можно было пройти от множества печенег. Он же, отступя, остановился в Белобережье, где укрепился елико удобно было; но, не имея пищи довольно, претерпели немалую нужду. В наставшей весне (972 года) Святослав, вооружив свои войски, пошел из того места вверх по Днепру, и, как пришел в пороги, напал на него Куря, князь Печенежский, и победил Святослава. И во время того боя великий князь Святослав, быв с лодьями между порогов Днепровских, утонул во Днепре; воевода же Свенельд прииде с оставшимися людьми ко Киеву.

Великий князь Святослав скончался на 52 году от своего рождения. Погребен близ порогов Днепра. Княжил 27 лет.

В супружестве имел Пред славу, княжну Венгерскую, от которой родилися два сына, а именно: Ярополк и Олег; от Малуши же, ключницы великой княгини Ольги, дочери славянина Каплюши Малки Любчанина, родилися Святославу сын Владимир.

Игорь I, великий князь Северной и Южной Русии, от 879 по 945.

Супруга его Ольга.

От сего супружества:

Святослав I, великий князь всея Русии, от 945 по 972.

От сего супружества: Ярополк и Олег.

2. Малуша.

От сего супружества:

Владимир.

В Греции императоры:

Константин VI, от 912 по 959.

Роман II, от 959 по 963.

Иоанн, от 969 по 976.

В Германии император:

Отгон Великий, от 936 по 973.

В Польше короли:

Мечеслав, от 964 по 999.

В Болгарии цари:

Петр, от 927 по 970.

Борис, от 970 по 974.

Геральд, от 930 по 980.

В Аравии калифы:

Мостакфи XLI, от 944 по 946.

Моти XLII, от 946 по 974.

Алманзор, от 945 по 953.

Моез, от 953 по 975.

Людовиг IV, от 929 по 954.

В Англии короли:

Едмонд, от 940 по 946.

Едред, от 946 по 955.

Едвей, от 955 по 959.

В Гишпании короли:

Рамир II, от 932 по 950.

Ордон III, от 950 по 955.

Санхе, от 955 по 967.

Патриархи Константинопольские:

Феофилакт, от 931 по 956.

Полиект, от 956 по 970.

Василий, от 970 по 974.

Марин II, от 942 по 946.

Агапит, от 946 по 956.

Иоанн XII, от 956 по 963.

Лев VIII, от 963 по 965.

Патриархи Александрийские:

Софрон, от 940 по 968.

Илия, от 968 по 977.

Патриархи Иерусалимские:

Христофор, от... по...

Патриархи Антиохийские

Феодор, от... по...

Агапий, от 938 по...

Феодор, от 969 по 985.

В Русии удельные князи:

В Киеве:

Ярополк, от 972 по 980.

Олег, от 970 по 977.

В Новгороде:

Владимир, от 970 по 980.

В Полоцке:

В Вышграде:

Примечания

1. Писатели сказывают, будто послы требовали, чтоб киевляне их и с лодками носили на головах на двор княжеский. В Киеве Днепр крутоберег, а двор княжеский был на возвышении, и статься может, что прихоти древлянских послов были сходны прихотям, бывым в прошедшие времена у непросвещенных народов.

вовсе же опровергается тем, что Константин сам тогда имел супругу, которая принимала и угощала Ольгу по ее сану и всех с нею находящихся бояр.

3. Косоги и ясы были в Молдавии.

4. Ныне город Русчуг.

Раздел сайта: