Приглашаем посетить сайт
Есенин (esenin-lit.ru)

Екатерина II. Записки касательно российской истории
Первая эпоха

ЗАПИСКИ КАСАТЕЛЬНО РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Первая эпоха

1

История есть слово греческое; оно значит деи или деяния.

2

История есть описание дей или деяний; она учит добро творить и от дурного остерегаться.

3

Описанием, дела и деяния, бывая, нам представляются так, как будто мы сами то видели.

4

Всякому народу знание своей собственной истории и географии нужнее, нежели посторонних; однако же без знания иностранных народов истории, наипаче же соседственных дей и деяний, своя не будет ясна и достаточна.

5

В истории не токмо нравы, поступки и дела описуются, но еще мудрым, правосудным, милостивым, храбрым, постоянным, твердым и верным честь и слава, а несмысленным, несправедливым, грубым, робким, легкомысленным и неверным бесчестие и поношение в людях воспоследует.

6

История вообще разделяется на Священное Писание и на светское описание деяний тех, кои в Священном Писании не вмещены.

7

Российскую историю разделить можно на пять эпох или времен.

Первая эпоха - до великого князя Рюрика, или до 862 года по Рождестве Христове.

Вторая эпоха - от великого князя Рюрика до пришествия татар, или от 862 года до 1224 года.

Третья эпоха - от пришествия татар до изгнания татар, или от 1224 года до 1462 года.

Четвертая эпоха - от изгнания татар до восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича, или от 1462 года до 1613 года.

Пятая эпоха - от восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича до днесь, или от 1613 до днесь.

8

Первую эпоху российской истории паки разделить можно на три времени.

Первое время - то, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа.

Второе время - то после Потопа, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеем.

Третье время - то, о котором известия до нас дошли, но в Святом Писании не находятся.

Касательно первого и второго времен - тех, о которых, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа и после Потопа, - о тех первые книги Моисеевы Бытия повествуют.

9

Первые - известия баснословные.

Вторые - известия баснословные, но смешанные с истиною.

Третия - известия, сумнению не подверженные.

10

Например: о том сомнения нет, по сказаниям писателей, что Рюрик пришел в Новгород в 862 году по Рождестве Христовом.

11

Но об отродий Рюриковом в иных писателях есть известия баснословные, смешанные с истиною, в других же - вовсе баснословные.

12

Новгородский летописец сказует следующее. Един князь Славян1 с братом Скифом2, имея многие войны на востоке, пошли к западу, многие земли около Черного моря и Дуная себе покорили.

Славян князь оставил по Дунаю сына Бастарда, пошел к полуночи, град великий создал, во имя свое назвал Славянск.3

Скиф князь остался у Понта Меотиса, в пустынях обитал, где питался скотоводством, и прозвалася страна та Скифия великая.4

По устроении великого града умер Славян князь, и по нем владели сынове его и внуки много сот лет.5

Потом был князь Вандал6, который, владея славянами, ходил войною на север, восток и запад морем и сухим путем, и возвратился во град великий, покоряя народы многие.

После того князь Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников7 Гардорика и Гунигарда со многими войсками славян, руси и чуди, и сие шедше, многие земли завоевав, не возвратились; князь Вандал разгневался на них за то, все земли от моря до моря от них отобрал, роздал своим сыновьям. Имел же он три сына, а именно: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому сыну построил по единому граду, назвал их именами. Сам пребывал в великом граде лет много и в глубокой старости умер. По нем Избор и Столпосвят умерли же, и Владимир принял власть над тою землею. У Владимира была жена от рода варяг, именем Адвинда, весьма прекрасная и мудрая, о ней много повествуют в старых песнях.

После смерти Владимира и Адвинды княжили сыновья его и внуки девятый8 до Буривоя. Буривой имел войну с варягами многократно, победил их, потом сам был побежден варягами, кои дань тяжкую наложили на град великий, на славян, русь и чудь.

Народы, отягченные данью, послали к Гостомыслу, сыну Буривоя, просить да избавить их от варяг.

Гостомысл варяг изгнал и при море град во имя старшего своего сына Выбора построил, учинил мир с варягами, и бысть тишина в той земле.

и учения его, яко тем прославися повсюду.

Гостомысл имел четыре сына и три дочери, сыновья померли прежде отца, большая дочь была за Изборским, от которой Ольга княгиня, средняя дочь его, Умила, была в замужестве за финским королем отродия варяжского; от сего супружества родился Рюрик со братиями.

Гостомысл оставил завещание своим подданным, чтоб по смерти его призван был владычествовать в Новгород внук его, сын средней дочери, Рюрик, князь варяжский, со братиями Синеусом и Трувором9.

13

Между баснословиями почитать надлежит сказати, будто князь Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море. Сие есть явная басня; ибо известно, что после Нерона Августова рода не осталась ни единая душа.

14

Славянских князей поколение пресеклось в Новгороде кончиною Гостомысла.

У всех славянских поколений был обычай имена как мужеские, так и женские заимствовать от своего языка.

Примечается, что славянский народ любил везде употреблять слово "слава". Князи и вожди того народа имели имена от славы, как-то: Святослав, Ярослав, Изяслав, Мстислав, Мечеслав, Судислав, Ростислав, Радислав, Болеслав, Владислав, Венцеслав, Вышеслав, Славомир, Преслава, Возмислава, Будислава, Подражислава, Сбыслава и проч.; даже и в народных песнях припев всегда был и есть "слава". Самое имя славянского народа писатели производят от славных дел славян.

Славяне более к воинской службе прилежали, нежели к наукам и художествам, и потому не диво, буде красноречивых дееписателей между ими не случилось; однако же по сказаниям Нестеровым и иных видно, что они древние истории письменные имели, да оные утрачены или еще не отысканы, и потому до нас не дошли.

Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели; они своим соседям известны были под своим именем, иногда же и под другими многими именами. Распространением и умножением славянского языка доказывается распространение славянского народа. До времен Рюрика почти вся Россия уже славянским языком говорила.

Многие народы в свете завоеваниями теряли свой язык, но славянский язык перенимали побежденные славянами народы.

Славяне жили в жильях; они воевали пеши, имея в одной руке малой щит, в другой невеликое копье; платье носили одно, и то короткое; говорили все одним языком, хотя много поколений славян было. Славяне были росту и вида равного, люди взрослые, здоровые и сильные; лицом были не весьма белы, волосы имели темно-русые.

Славяне на востоке, юге, западе и севере обладали толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не касались. Где же побывали, тут строили города, коим многим славянские имена до днесь остались.

Понеже славянских князей поколение, которое пресеклось кончиною Гостомысла в 860 году, восходит примерно до 480 года по Рождестве Христовом, то надежно полагать можно, что до 480 года славяне приходили в Русь.

15

Российские древнейшие писатели, как-то Иоаким и Нестор, именуют Русь и Русия.

Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом, мужеством и храбростью того же народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство земли.

Потери же когда где последовали, то сие происходило от вредительных ссор и междоусобиц.

Предел един от Финландии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и Полоцкой области; и тако вся Корелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлося море Русское.

Были ли государи русские до пришествия в Русь славян, о том известия порядочного по сю пору не отыскано, но вероятно, что без начальства и начальника не были.

Шведские и норвежские писатели поименно называют русских царей под именем гардарикских и голмогардских царей. Писатели сказывают, что варяги русским князьям войски давали и что русы помогали соседям в войнах.

Слово "князь" в древнейших книгах, вместо греческого игемона и стратиарха, воевода и высший войск начальник, положено.

Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии.

Латины русь именовали рутении.

Все северные писатели сказуют, что русы на севере чрез море Балтийское (которое русы называли Варяжское море) в Данию, Швецию и Норвегию ездили за торгами.

Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили.

Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели.

Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера, и до днесь Старая Русь или Руса именуется.

Город Старая Руса был прежде Новгород.

Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой Руси или Старадогардерики, Новый град Великий именовали, и тут обитать стали, люди же из Старой Руси в Новгород переселились.

У русских писателей град великий именован Ладога, где ныне село Старая Ладога, и до перенесения княжеской столицы в Новгород Великий престол княжеский был в Старой Ладоге.

Близ Старой Ладоги и доныне видны развалины, которые слывутся дом великого князя Рюрика.

В тридцати верстах от Новгорода Великого был славен Холмоград, на сарматском языке значит "третий град"; в сей град короли северные нарочно приезжали для моления.

По обстоятельствам вероятно, что сей город был при реке Мете, где ныне село Бронница, тут весьма высокий холм; на сем холме виден до днесь древний вал и студенец.

Славяне, пришед, русами овладели.

Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются.

Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, со варягами соединились.

16

Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, еще за триста десять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную, достали, которая будто в архиве султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани султанские топят, то вероятно, что и сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала.

17

О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе; а особливо, что от оных колено Рюриково на престоле русском от 862 по 1598 год, и того 736 лет с пременным счастием наследственно продолжалось; и в дворянстве от варяг в России и в Польше многие еще роды находятся.

По истории ясно видно, что варяги жили при море Балтийском, которое у русских Варяжским именовано.

Варяжским морем прямо называлась часть Балтики, которая между Ингерманландиею и Финландиею находится.

До Рюрика варяги имели войны с русскими, а иногда варяги русским князьям войски давали, были союзники русов и служили им из платежа на войнах.

Варяги жили по берегам Варяжского моря; они от весны до осени разъезжали на Варяжском море, и над оным господствовали. Варяги требовали от своих королей и вождей не токмо предприимчивости, но и ума; быв почти завсегда на море для военных действий, что добывали над неприятелем в одном месте, то продавали в другом.

18

Российские писатели сказывают, что князь Кий, пришед около 430 года по Рождестве Христове со своими братиями Щеком и Хоревом и со сестрою Либедь, или Лебедь, и со многими людьми, поселился на брегах Днепра. Кий - старший брат - построил во имя свое Киев; около Киева тогда был лес и бор велик, который к ловле зверей был полезен.

Второй брат - Щек - создал град Щековицу.

Третий брат - Хорев - построил град Хоревицу, который потом именован был Вышгород.

Сестра их Лебедь наименовала реку Лебедь, и на оной построила город Лебедь же.

Дееписатели сказывают: 1) что сии мужи были мудрые и смысленные; 2) что были не малые владетели в народе своем и 3) что они имели обычай тих и кроток.

Все сие доказывается тем, что пришед созидали города. Бесспорно, более мудрости и смысла замыкается в созидании, нежели в разрушении.

Не имев ни людей, ни иждивения, не могли созидать городов.

Самое созидание городов доказывает обычаи и склонности.

Некоторые писатели производят Кия со братиями от персиян и скифов, но скифы не весьма обычайно строили города.

Другие сказывают точно, что Кий со братиями были славяне и пришли со многолюдством. Что славяне около того времени в движении были и чинили завоевания, то доказывается приходом славянских князей около 480 года в северные края Русии, как выше сказано. Но имена Кия, Щека и Хорева не сходствуют славянскому обычаю заимствовать имена князей и вождей из своего языка.

Третьи писатели говорят, что Кий со братиями пришли из диких полей, и были в Полянах князи, и что поляне говорили славянским языком, и что, по кончине Кия, Щека и Хорева, дети и наследники их, всякой на своем уделе, долгое время порядочно и великолепно владычествовали до Аскольда и Дира, и что те князи имели подданных себе иных князей, которых в воеводы и полководцы своих войск употребляли, и что из удельных князей был первый Радим, по нем народ назывался радимичи, другой был Вятка, или Вадко, на реке Вятке и несколько по Волге, и будто по нем назывались вятичи и вятчане. Третий князь был Дулеб, который владел над рекою Бугом, и по нем звалися дулебяне.

Нестор точно сказывает, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи, хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия.

19

Имя Скиф весьма старо и в глубочайшей древности у всех писателей знаемо было.

Но ни единый народ сам себя не называл скифами.

Греки прозвали скифами на великом пространстве Африки, Азии и Европы живших народов, и в название сие включали многих народов, яко то и славян, сармат и татар.

Скифы самые северные, по сказанию греческих писателей, жили или обращались у моря Каспийского, в Кубане, Кабарде, реки Дона до Днепра.

Малою Скифиею назывался Крым и бывшая степь Крымская, ныне Азовская губерния. Некоторые скифские поколения,имели самовластных государей, и сие по состоянию их для приобретения общей пользы и сохранения спокойства и безопасности весьма им было нужно.

Сказывают, что скифы терпеть не могли, чтоб другие народы себя старейшими и древнейшими их сказывали.

Иустин повествует о древнем споре, бывшем между египтян и скифов о их древности, о котором сказует, что скифы были того мнения, что их земля была прежде населена; ибо, говорили они, буде бы в начале вещей огонь владычествовал, то их страна, яко холоднейшая, долженствовала сперва потухнуть и, следственно, удобною к населению учиниться; а буде бы вода вселенную покрывала, то, яко высочайшая страна, долженствовала быть прежде осушена.

Но втуне един народ пред другим старейшеством преимущества ищет, ибо по Святому Писанию известно, что все народы суть потомки Адама, и по Потопе отродие Ноево всю вселенную наполнило. Буде же бы быть прению между народами, то не о старейшестве, но приличнее разве о том, которой народ иного старее прославился добронравием и прочими добродетелями.

О нраве и обычае древних скифов сказывают, что дружбу весьма почитали и за честь и славу ставили помогать другу во всякой нужде и опасности.

Дружбы неустрашимых людей искали паче иных.

Избрав друга, обязывались до смерти сохранять дружбу.

Скифы почитали, что более трех друзей иметь не можно.

Они в хлебопашестве не упражнялись, но в скотоводстве.

Домов не имели, но кочевья.

Жен и детей переваживали с места на место в телегах, покрытых кожами или листьями.

Переезжали с места на места для корма скота.

Редко были пеши, но всегда езжали верхом или на телегах.

Пища их была каймак и кобылье молоко.

Одевались звериными кожами зимою и летом.

За щегольство почитали иметь в руках лук натянутой.

Золото и драгоценные каменья пренебрегали, а почитали только добродетели.

У них суд отправлялся по здравому рассудку без письменного закона.

Они строго запрещали и наказывали воровство.

Сие было причиною, что их многочисленные стада без стражи паслися.

Все писатели единогласно хвалят добродетели, наипаче же справедливость скифов.

Супружества у них были благополучны по четырем причинам: 1) что дети были воспитаны и наставлены в добродетели; 2) что мужья к женам, а жены к мужьям были чистосердечно привязаны; 3) для того, что те и другие имели отвращение от преступления; 4) что закон был строг над преступником супружественных обязательств.

У скифов девицы не имели иного приданого, как родительские добродетели.

Девы не могли вступать в супружества, не быв на войне; робкий же жених не сыскивал невесты, ибо девицы гнушались выйти за труса.

Для исчисления воинов скифы имели обыкновение, что, выступая в поле, каждый воин кидал стрелу в единой сосуд.

Народ, который не имеет утвержденного жилья, обыкновенно не прилежит к наукам и художествам.

Но нужда есть родительница изобретения.

Скифы имели плотников для делания телег, скорняков и кожевников для выделывания кож и ремесленников для делания луков, стрел, саблей, копий, лат и щитов.

Большая сила скифов состояла в коннице и в стрелках.

Они стреляли из лука в цель, скакав на лошади во весь опор.

Жены не уступали своим мужьям в сем искусстве и в езде на лошадях. От того произошла пословица: "Скифы столько искусны стрелять из лука, сколько греки играть на лире".

Во всей древности скифы побеждали завсегда за себя или своих союзников. Трижды победили скифы всю Азию.

Дария царя Персидского они со стыдом прогнали.

Кир со всею своею армиею противу скифов удачи не имел.

Сопирион, вождь Александров, ими был побежден.

Римлянам скифы никогда покорны не были.

Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз.

Первый царь Скифский, сказывают, назывался Скиф.

Анахарсис, королевич скифский, брат царя Кадвида, во время Солона в Афинах учился.

книгою.

Плиний сказывает, что Скил, королевич скифский, сын Ариатна и матери Истрины, от греков, живших по Днепру, во граде Борисфен учился.

Греки Днепр-реку называли Борисфен, а Дон-реку - Танаис.

Абарис, скифский посол, от северных стран в Афины присланный, несколько книг писал, о которых многие упоминают.

20

Выше писанное, касательно первой эпохи российской истории пределов северных, представляет Русь и Русию до 480 года по Рождестве Христове, противу нынешнего состояния яко во младенчестве.

Пределы русские, однако же, простираются уже на девять степеней широты и на двадцать восемь степеней долготы и, следовательно, обширнее суть некоторых царств европейских нынешнего века.

Русы в войне дают и получают помощные войска, следовательно, в сношении со соседьми, давая им доверенность, сходственную обоюдной пользе, и получая оную от них.

Таковые союзы едва могли ли быть без Договоров.

В мире русы торгуют на север с Даниею, Швециею и Норвегиею, на полдень - с Индиею, Сириею и даже до Египта, по свидетельству северных и полуденных писателей.

Письмо и законы письменные имеют.

Да как им и не иметь, имея толикие дела и обороты?

Города три именитые созданы, яко то: великий град (Ладога), Старая Русь, который снабдил Новгород великими людьми; Холм-город, куда северные короли приезжали нарочно ради моления.

Славяне пришед русами овладели.

Славяне те, коих имя писатели производят от славных дел того народа. Славянская пехота та, коя на Востоке, Юге, Западе и Севере овладала толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не дошли.

Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются, и язык славянский перенимали.

Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года и кончилось Гостомыслом.

Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегам Варяжского моря и над оным господствовали.

Варяги требовали от своих королей и вождей предприимчивости и ума.

Следовательно, славяне-русь приобрели в сем соединении со варяго-русами искусных мореходцев и предприимчивых и умных князей и вождей; следствии того ко Второй Эпохе принадлежат.

В полуденном краю России, около 430 года по Рождестве Христове, созидается на реке Днепре град Киев и иные города, князьями, пришедшими из мест тех, кои греки под общим названием Скифии разумели, одного языка со славянами.

У них были самовластные государи.

Скифы терпеть не могли, чтоб другие народы сказывались старейшими.

Они почитали дружбу и добродетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатство, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одежду. Были всегда на коне, оружие лучшее их - щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво; письменного закона не имели, пороки наказывали строго.

Храбрость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов.

Наук и художеств мало знали, но ремесленников имели.

Большая сила скифов в коннице и стрелках состояла.

Жены езжали с мужьями на войну; девы не вступали в супружества, пока не были в поле.

Невесты гнушались женихов робких.

Один Александр имел над ними успех и заключил со скифами союз.

Таково дееписатели представляют полуденных соседей россов. Какие же были дей и деяний обороты от времен Рюрика в полуденные края и сим народом, сие принадлежит ко второй эпохе.

Примечания

1. Тут видится баснословное, смешанное со истиною. Князьям едва не дано ли имен народов славян и скифов. Князья названы братьями, хотя славяне и скифы были народы разные.

3. Славяне везде, куда ходили, созидали грады.

4. Скифы не имели селений.

5. Иные разумеют сей град был Новгород, а иные - Старую Ладогу.

6. Тут опять князю дано имя народа.

8. Иные счисляют четырнадцать колен до Гостомысла, сына Буривоя; полагая на владетеля по двадцати пяти лет, то учинить 350 лет, и так сие поколение восходит примерно до 480 года по Рождестве Христове.

9. Сии имена суть готические и сарматские.

Раздел сайта: