Приглашаем посетить сайт
Бальмонт (balmont.lit-info.ru)

Журнальные сатирические и полемические статьи.
V. Тайна противонелепого общества

V. ТАЙНА ПРОТИВО-НЕЛЕПАГО ОБЩЕСТВА

(Anti-absurde),

открытая непричастнымъ оному.

-----

ИЗВЕСТІЕ

о начале противо-нелепаго общества.

Общество сiе начало свое воспрiяло въ то самое время, въ которое общiй разсудокъ въ светъ взошелъ. Тайна онаго открываема была весьма малому числу смертныхъ, въ возмездiе ихъ твердости, съ каковою они къ прямому разсужденiю прилеплялися. Начальствующая ложа находится на горе Истины, лежащей къ северу отъ горы Шутокъ. Тамо она всегда была.

-----

ОБРЯДЪ ПРИНЯТІЯ.

Ложа принятiя должна быть комната, которая бы отнюдь не походила на корчму, а темъ менее на лавку площадныхъ врачей. Мушьи ножки, начерченныя меломъ, и прочiя детскiя игрушки или шалости навсегда изъ оной изгнаны. Принимаемый приходитъ съ кемъ-нибудь изъ Общества; стучится у дверей.

Его спрашиваютъ, чего онъ хочетъ?

Онъ отвечаетъ: Желаю войти.

Тогда вратарь открываетъ слуховое окно, сделанное подле дверей, и начальникъ спрашиваетъ: Для чего желаете вы войти?

Ответъ. Для того, что общiй разсудокъ меня ведетъ.

Вопросъ. Довольно ли вы чувствуете въ себе твердости, чтобы устоять на пути прямого разсужденiя?

Ответъ. Испытайте меня.

обнаженнымъ.

После сделанной отъ принимаемаго всему собранiю учтивости, подводятъ его къ самымъ кресламъ начальника, который говоритъ ему: "Государь мой! выньте изъ этой корзинки тетради и читайте вслухъ оныхъ надписи."

Принимаемый, взявъ одну, читаетъ: "Орвiетанъ."

Начальникъ спрашиваетъ. Что вы объ этомъ думаете?

Ответъ. Это такая нелепость, которую должно бросить.

Начальникъ. Ну, такъ бросьте же ее (указываетъ на каминъ), и возьмите другую.

Принимаемый читаетъ: "Сказка о кикиморахъ, о бабе Яге, въ которой нетъ ни капли общаго разсудка, и коими надъ людьми издеваются."

Начальникъ. О семъ что вы думаете?

Ответъ. Это, кажется, скучно, ежели еще не хуже.

Начальникь. Что-жъ вы съ этимъ думаете сделать?

Ответъ. Туда же отправить, куда и прежнее.

Продолжайте вашъ искусъ.

Принимаемый читаетъ: "Шарлатанство, двадцать разъ объ одномъ повторяемое, которое более ни къ чему иному не служитъ, какъ только къ ежедневному умноженiю числа въ обманъ вдающихся."

Начальникъ. Сiе по вашему ли вкусу?

Ответъ. Это и прежняго хуже.

Начальникъ. Сделайте и съ этимъ то, что здравый разсудокъ вамъ повелеваетъ, и продолжайте.

Принимаемый бросаетъ бумагу въ огонь, и, взявъ другую, читаетъ: "Болтанье и детскiя игрушки сколь скучныя, столь отвратительныя; маскарады и смешныя украшенiя всякаго рода, всякiя нелепости, съ вопросами и ответами, имъ подобными."

Начальникъ. По прямому разсудку, какъ вы объ этомъ решите?

Ответъ. Это скаредно.

Начальникъ. Продолжайте.

Принимаемый читаетъ: "Злоупотребленiе уверенiй и обещанiй и проч. и проч., и о другомъ, ничего полезнаго въ себе незаключающемъ."

Начальникъ.

Принимаемый. Они темъ же путемъ пойдутъ, который вы мне показали.

Начальникъ. Вы достойны быть принятыми въ наше общество.

(Собранiе даетъ свое согласiе рукоплесканiемъ, и поздравляетъ новопринятаго.)

Начальникъ. Государь мой! наше Общество не посылаетъ своихъ денегъ къ чужестранцамъ; мы дружелюбно и весело вместе ужинаемъ; теперь отъ васъ зависитъ число наше умножить; другой разъ вы заплатите вашъ рубль. Если у насъ остаются деньги, мы помогаемъ ими беднымъ людямъ, которые съ нами въ одной земле живутъ. Не забывайте никогда, что человеческiй здравый разсудокъ препятствуетъ видеть мечтанiя, а разумъ вдаваться въ небылицы.

После сего начальникъ принятому изъясняетъ эмблемы.

I.

ЭМБЛЕМА.

Орудiе, коимъ исправляютъ детей.

Сiе орудiе напоминаетъ новопринятому, что все те, кои, не следуя по стезямъ здраваго разсудка, совращаются съ пути прямого разума, подобны детямъ.

II.

ЭМБЛЕМА.

Родъ широкой и длинной простыни для качанiя, на середине которой написано No 1 и изреченiе:

Non plus ultra.

(Пределъ, его же не прейдеши).

Сiе новопринятымъ напоминаетъ, что тотъ, который дозволяетъ себя телеснымъ или душевнымъ образомъ качать, подаетъ худое мненiе о своемъ благоразумiи.

III.

ЭМБЛЕМА.

Ротъ зевающiй.

Сiе значитъ, что та же сказка, а особливо если она нелепа, скучна и безъ вкуса, конечно, произведетъ зевоту.

По семъ

Начальникъ спрашиваетъ: Въ какую игру дети съ завязанными глазами играютъ?

Ответъ. Въ жмурки.

Вопросъ, Одни ли малыя дети въ сiю игру играютъ?

Ответъ. Малыя и также большiя.

Вопросъ. Надобно ли иметь завязанные глаза или помраченное зренiе, чтобъ видеть яснее дневное и ночное светило, или чтобы прiобрести какое человеческое познанiе?

Ответъ. Какъ для одного, такъ и для другого нетъ ничего лишняго ни въ самыхъ глазахъ, ниже въ разуменiи человеческомъ.

Вопросъ. Кто таковы те большiя дети, о коихъ вы сказали?

Ответъ. Те, кои, безпрестанно обманывая другихъ, многократно сами въ обманъ вдаются.

Вопросъ. Почему вы называете техъ большими детьми, которые безпрестанно обманываютъ?

Ответъ. Потому, что они, бывши прежде сами игралищемъ другихъ, почитаютъ себя оправданными, играя легковерностiю прочихъ.

Для чего же вы называете однимъ именемъ и техъ, кои неоднократно даютъ себя обманывать?

Ответъ. Для того, что они, бывъ уже обмануты, дозволяютъ себя вовлечь пустымъ любопытствомъ въ те же сети.

Вопросъ. Какiя сказки кормилицы сказываютъ детямъ?

Ответъ. Сказки о домовыхъ дедушкахъ и о кикиморахъ.

Вопросъ. Забавны ли оне, или нравоучительны?

Ответъ. Никакъ; оне наводятъ лишь зевоту,-- и все тутъ.

Вопросъ. Что делали въ такихъ случаяхъ благоразумныя воспитательницы въ половине осьмагонадесять столетiя?

Ответъ. Оне запрещали сказывать сказки о кикиморахъ и прочая.

Вопросъ. Есть ли хотя единъ изъ человековъ, который бы темъ забавлялся?

Ответъ. Ни одного.

Вопросъ.

Ответъ. Это тайна.

Вопросъ. Буде вы обещали ее хранить, вы хорошо сделаете, если ее не откроете.

Ответъ. Я не обещалъ молчать о тайне, которая подобна театральной, о которой всякъ другъ другу на ухо шепчетъ. Впрочемъ, тайна сiя пространно и обстоятельно во многихъ книгахъ напечатана.

Вопросъ. Что противополагается общему разсудку и правиламъ прямого разсужденiя?

Ответъ. Химеры, привиденiя и изступленiя.

Вопросъ. Что противополагается строгой точности?

Ответъ. Пустыя и неясныя слова.

Вопросъ. Что такое есть, которое легко приводитъ къ ложнымъ разсужденiямъ?

Ответъ. Двоезнаменательныя речи и злоупотребленiе звучныхъ словъ и выраженiй.

Вопросъ. Что такое есть, которое въ просторечiи называется обезьянствомъ?

Необычайныя и странныя телодвиженiя.

После сего начальникъ говоритъ и собранiе повторяетъ: Dignus es intrare in nostram Societatem! (Достоинъ внiumu въ наше общество).

Раздел сайта: