Приглашаем посетить сайт
Анненский (annenskiy.lit-info.ru)

Миних X. B. - принцессе Ангальт-Цербстской, 18 февраля / 1 марта 1746 г.

№ 5

Перевод с писма барона Миниха к Ея Светлости принцесе Ангалт-Цербстской из С[анкт]-Петербурга от 18 февраля / 1 марта 1746.

Получ[ено] 19 февраля.

Я имел честь писать к Вашей Высококняжеской Светлости от 1-го сего месяца во ответ на милостивое Ваше от 11/22 генваря писание. А с того времяни ничего от Вас не получил. 6-го февраля было от Вас писмо к государыне великой княгине. Но о содержании оного я ничего не слыхал. Толко Ея Императорское Высочество мне сказать изволила, что на оное ответствовать и писать сама будет. Сие меня принудило 15-ть дней в молчании пребыть. Не знаю, найдутся ли сии резоны основателными. Однакож сие подлинно есть, что я не однажды покушался за перо принятся, и от того воздерживай не был, как в надежде получения несколких строк, хотя не от Вашей Высококняжеской Светлости самой, то по меншей мере от фрейлины Каин 1, х которой я писал, а ответа не получил.

Помянутое писмо Вашей Высококняжеской Светлости к государыне великой княгине заподлинно меня удостоверяет, что не немощь какая притчиною есть сего молчания. Которое с моей стороны пресечь я за должно чаю для показания моего повиновения к повелениям Вашей Высококняжеской Светлости, чтоб писать к Вам вместо Ея Императорского Высочества, которая мне сказала, что сегодни того учинить и о том, еже публично здесь происходит, Вам знать дать не может. И тако я зачинаю описывать с 1-го числа сего месяца, от котораго и предидущее мое писмо отправлено.

Того вечера маскарад был у графа Лестока. Танцовали тамо в новой зале, которая пространна и многие при себе каморы имеет, кои как со всем по проекту отделаются и уберутся, то сей дом не[о]споримо из наилутчих в сем городе будет. Съезд на оной маскарад был превеликой. Ея Императорское Величество и Их Императорские Высочества там ужинать изволили. А сверх того столы для других преизрядно убраны были. А учтивой прием хозяина, без сумнения, болше к тому способствовал, ибо хотя на другой день праздник Стретения Господня был, однакож тамо зело позд[н]о пробыли.

В сей день праздника Семен Кирилович до совершения своего желания достиг и хорошею фрейлиною Балковою овладел. Сия свадба таким же образом торжествована, как и князя Голицына 2 с фрейлиною Каро 3. По возвращении из церкви, куды я имел честь невесту вести, которая с чрезвычайным великолепием и с несказанным искуством руками государыни великой княгини убрана была, граф Белке Ея Императорскому Величеству представлен был с нотификациею о рождении принца, которым кронпринцеса в Стокголме от бремяни разрешилась. Боже благоволи, чтоб и мы в сем году взаимную туда посылку учинить могли и, яко принцеса Улрика щастие имела Густава Швеции дать, тако Ея Императорское Высочество государыня великая княгиня божиим благословением Россию одарить таким Петром, которой по славным стезям своего прадеда следовал бы! Граф Белке молодой, от 23-х до 24-х лет кавалер, преизрядно и лутче многих министров, как меня уверяли, говорил. По окончании того гостьми обоих столов, супруга и супруги, билеты выниманы были. Послы и иностранные министры в числе званны[х] же находились. При ужине я супругиным братом был, а по окончании оного, церемониалных и других танцов поехали в дом новобрачных, то есть покойного Балка 4.

Сия свадба и 3-го числа продолжалась. Но вместо ужина, как то обыкновенно бывает, обедали с новобрачными, ибо вечер назначен был к маскарадному балу у графа Разумовского. Торжества и забавы умножились, ибо великой князь праздновал установление ордена С[вятой] Анны и с 21-м кавалером в галерии обедал. Ревелской губернатор принц Голштинской 5 и канцлер Пфенинен 6 тем орденом пожалованы прежде поездки к графу Алексею Григорьевичу. Бал у Его Сиятелства все предидущие превзошел числом масок и великолепием. Там все изобиловало. Одного венгерского вина болше трех анталов и, как меня обнадежили, 30 ведер оржаду выпили. Ваша Высококняжеская Светлость по сему и о протчем разсудить можете. Сверх бириби был стол и для фаро. Еже потом и на следующих ассамблеях продолжалось, которые каждой день без перерывно во время маслиницы держаны. Сии игры масок, а особливо играков от 5 до 6-ти часов утра упражняли. Принцеса Гессен-Гомбургская того дня приехала, быв из Берлина до сего места в дороге три недели. А бароны Строгановы 7 печалную из Москвы ведомость получили, что супруга болшаго брата скончалась 8. Любезная женщина, которая долго жить достойна была.

Миних X. B. - принцессе Ангальт-Цербстской, 18 февраля / 1 марта 1746 г.

Король Швеции Фридрих I

Принцесса Гессен-Гомбургская на другой день по полудни поклон свой Ея Величеству, императрице, а потом Их Императорским Высочествам отдать честь имела. Я не оставил щастливым ея приездом поздравить имянем Вашей Высококняжеской Светлости. И она засвидетелствовала мне, что хощет за сию милостивую атенцию Вашей Высококняжеской Светлости благодарить. И потому я не сумневаюсь, чтоб она к Вам не писала и сама не засвидетелствовала, что припамятование такой принцесы, которую она паче всех на свете почитает, великим ей было утешением в печалном ея состоянии.

На другой день, то есть пятого числа февраля, были похороны Александра Лвовича. Ея Императорское Величество церемонию смотрела из окон дома Строгонова и по своему всегдашнему умилению покойнаго несколкими слезами удостоила. Она вдове его 3 000 рублев пожаловала на иждивении погребения. И ей тот дом Ягужинского 9 дан будет для житья, в котором Ваша Высококняжеская Светлость Цедеркрейца 10 своим присутствием почтили.

6-го числа гофмаршал Нарышкин великой обед отправил для сродников и тех персон, кои некоторые должности при свадбе его исправляли. За столом было близ 50 персон. Брачная кровать весма новым и чрезвычайным образом выдумана. Уборы совершенно тому соответствуют. И, не видав того, описать не можно. Он звал еще на ужин и на концерт италианской музыки после маскарада в городе. Оной 4-го числа был в тех палатах, где Ея Императорское Величество, еще цесаревною будучи, жила, и где генерал Бутурлин 11 хозяином был; 5-го числа — у обер-маршала Шепелева 12

6-го числа сей бал был у генерала Репнина 13, 7-го числа — у князя Юсупова 14, а 8-го числа — на Смолном дворе, где генерал-полицимейстер Татищев 15 хозяином был. Тамо я смелость принял представить Ея Императорскому Величеству портрет ея, зделанной отсудствующею персоною, которой я незадолго пред тем получил. Я еще неизвестен, получил ли оной апробацию сей великой государыни, а, по-моему мнению, оной весма хорошо описан. Никто того, что автору в мысль не пришло, лутче дополнить не может, как Ваша Высококняжеская Светлость. И совершенным его учините, ежели Вы в том труд принять изволите, чего ради я оной к Вашей Высо[ко]княжеской Светлости пришлю, сколь скоро услышу, что оной Ея Императорскому Величеству не неугоден был. Бредаль того ж дня из Стокголма возвратился, видев тамо августейшую церемонию крещения. Он получил от короля табакерку, мелкими брилиантами осыпанную, а при том — и триста червонных.

Понеже день рождения Его Императорского Высочества государя великого князя случился в первую неделю Великого Поста, которое здесь есть благо[го]вением равно, как у нас Страстная неделя, то Его Сиятелство господин канцлер торжествованием оного упредил, зделав 9-го числа, то есть в воскресенье, великой обед для принца Августа 16, послов и других иностранных министров, також де и голштинских, здесь присутственных. А ввечеру в Оперном доме представлена весма новая интермедия «Ил бевитора» или «Пияки» 17, лутче всех прежних. Розина 18 при том несравненно хорошо пела. Но уже в последней раз на нашем театре, ибо она с мужем 19 своим в Италию возвращается. Трудно будет другую сыскать в товарищи Крику 20, которая так же хорошо смешные фигуры представляла б, как она то умеет, и при том так хорошо поет. Сия интермедия была заключением нашего карнавала, как ее и справедливо так назвать можно. По меншей мере, в С[анкт]-Петербурге такой еще не бывало.

10-го числа по отправлении божией службы с крепости и адмиралитейства производилась пушечная палба. Но других знаков увеселения не было, потому что благоговение сея недели того не позволяет. На которой Ея Императорское Величество и Ея Императорское Высочество государыня великая княгиня приобщались Святых тайн тела и крови Господа нашего, також и болшая часть придворных. Ничего благочиннейшаго видеть не можно. И я то с начала до конца смотрел. Его Императорское Высочество великой князь, будучи принужден из каморы не выходить для того, что, возвратясь с[о] Смолного двора, катар получил, где Его Императорское Высочество может быть не очень от стужи поберегся, уже на последней неделе девоцию отправлять будет. Ныне он благополучно, слава Богу, находится.

Миних X. B. - принцессе Ангальт-Цербстской, 18 февраля / 1 марта 1746 г.

Королева Швеции Ульрика-Луиза

При дворе великая тишина быть продолжается. Но в городе иностранные министры часто делают обеды по притчине скорого отъезда господина голандского посла 21. Он отпускную свою аудиенцию, по-видимому, еще на сей неделе иметь будет. 11-го числа фелтмаршал Долгоруков в пять часов по утру скоропостижно умре, быв 9-го числа при дворе, и так лицем хорош казался, как я его знал. Того ж дня Ея Императорское Величество для предосторожности кровь себе пустить приказала, пребывая в протчем благополучно, слава Богу. Густав Бирон вскоре за Долгоруковым следовал, ибо 13-го числа умре. Может быть, что смерть перваго некоторую импрессию у фелтмаршала Трубецкого 22 причинила, ибо он с того времяни болен. Однакож Бецкой 23 сего дни мне сказал, что ему легче становится.

Ея Императорское Высочество мне повелела много Вам, милостивая государыня, комплиментов отдать и столко ж при том и извиненей принесть, что она ни сего дни, ниже на прошлых почтовых днях не писала. А притчины того она знать уже дала.

Я есмь Минних.

АВПРИ, ф. 6, oп. 6/1, д. 100, л. 61-67 об. Черновой вариант (французская копия с оригинала с пометой («получ[ено] 19-го февраля»), л. 54-60).

Комментарии

1. Кайн (Каун) София-Шарлотта, фрейлина принцессы Ангальт-Цербстской.

2

3. Каро Екатерина Алексеевна, дочь главного командира Соляной конторы А. Ф. Каро, с 1742 г. фрейлина императрицы. П. М. Голицын и Е. А. Каро обвенчались 6 ноября 1745 г.

4. Балк-Полевой Петр или Павел Федорович (1690-1743), в 1724 и с 1725 г. камергер императрицы, отец сестер — фрейлин Марии и Матрены Балк, незадолго до смерти, 4 сентября 1743 г. перешел из лютеранской в православную веру, получив имя Павел. Не стоит его путать с братом, камергером императрицы Якобом Балком-Полевым, принявшем православие 24 марта 1744 г. с именем Петр.

3. Голштейн-Бек Петр-Август-Фридрих (1697-1775), принц, дальний родственник великого князя Петра Федоровича, с 1734 г. на русской службе, с декабря 1741 г. генерал-лейтенант, с 1743 г. губернатор Ревельской губернии.

6. Пфенинг, вице-канцлер Юстиц-коллегии Голштейн-Готторпского герцогства, с 1745 г. находился в России для урегулирования датско-голштинского спора вокруг Шлезвига. 18 декабря 1745 г. пожалован в канцлеры.

7. Братья Строгановы — Александр Григорьевич (1698-1754), Николай Григорьевич (1700-1758) и Сергей Григорьевич (1707-1756), бароны, владельцы соляных промыслов в Пермской провинции.

8

9. Ягужинский Павел Иванович (?-1736), граф Российской империи, с 1722 г. генерал-прокурор Сената, с 1735 г. кабинет-министр. Возможно, речь идет об одном из двух особняков Ягужинского, располагавшихся на набережной Красного канала, по соседству с дворцом цесаревны Елизаветы Петровны.

10. Цедеркрейц Герман (1684-1754), шведский посланник при русском дворе с 1722 г. по 1727 г. и с 1744 г. по 1745 г., с декабря 1742 г. по август 1743 г. полномочный министр Швеции на мирном конгрессе в Або.

11. Бутурлин Александр Борисович (1704-1767), с 1742 г. генерал-аншеф, с июля 1744 г. член Сената.

12. Шепелев Дмитрий Андреевич (?-1759), с 1724 г. гофмаршал, с 1744 г. обер-гофмаршал императрицы.

13

14. Юсупов Борис Григорьевич (1695-1759), князь, с 1740 по 1741 гг. губернатор в Москве, с 1741 по 1750 гг. президент Коммерц-коллегии, с 1742 г. главный директор над Ладожским каналом.

13. Татищев Алексей Данилович (?-1760), с 1740 г. камергер императрицы, с октября 1745 г. генерал-полицмейстер.

16. Фридрих-Август (1711-1785), принц Голштейн-Готторпский, родной брат кронпринца Швеции Адольфа-Фридриха (1710-1771) и принцессы Ангальт-Цербстской Иоганны-Елизаветы (1712-1760). С февраля 1745 г. по июнь 1747 г. жил при русском дворе. 13/24 ноября 1745 г. назначен штатгальтером герцогства Голштейн-Готторпского.

17. «Il bevitore», или «Сын-пьяница».

18

19. Бон Джироламо, итальянский театральный художник, декоратор, артист и композитор, в России по контракту работал с 1735 г. Вместе с супругой проехал через Ригу, направляясь в Саксонию, 14/25 марта 1746 г. (АВПРИ, ф. 2, оп. 2/1, д. 3084, лл. 36, 36 об.).

20. Криччи Доменико, итальянский певец, постоянный партнер Р. Рувинетти-Бон, работал в России по контракту в 1735-1737 и 1742-1747 гг.

21. Де Дье Даниил (1694-1765), советник амстердамского магистрата, в 1730-1732 и 1744-1746 гг. чрезвычайный посол Голландии в России.

22. То есть у Трубецкого Ивана Юрьевича.

23

Письмо Иоганне-Елизавете Ангальт-Цербстской, 18 февраля/1 марта 1746 г. Санкт-Петербург // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2009. — [Т. XVIII]. — С. 71—76.