Приглашаем посетить сайт
Никитин (nikitin.lit-info.ru)

Екатерина II - Мусину-Пушкину В. П., 1 сентября 1789 г.

59.

(К протоколу Совета от 30 августа 1789 г. приложена следующая записка, писанная рукою графа Безбородко: “Ее Императорскому Величеству угодно, чтоб гг. члены Совета завтра, то есть в пятницу, 31 августа, собрались в Совет для выслушания разных нужных бумаг”. Когда в Совете, 31 августа, была выслушана реляция гр. Мусина-Пушкина, то гофмейстер гр. Безбородко объявил Высочайшую волю, чтоб Совет “изъяснил мысли свои о удобнейших мерах и действиях при окончании нынешней кампании”. Арх. Гос. Сов. I, 1, 737. Плодом этого “изъяснения” является этот рескрипт. – прим. В. Б.)

В С. П. бурге. Сентября 1-го 1789 года.

(В заседании 10 сентября, “Совету предъявлена копия с данного гр. Мусину-Пушкину высочайшего повеления от 7-го сего месяца, в коем изъяснена ему надобность перейти за Кюмень и произвести еще поиски над неприятелем Арх. Гос. Сов. I, 1, 740. – прим. В. Б.)

Граф Валентин Платонович. В реляции вашей от 28 августа предъявляя затруднения в перенесении оружия нашего за Кимень, не изъяснили вы: полагаете ли оставить войска наши вам вверенные под именем оборонительной войны в полном недействии до окончания нынешней компании, или же по крайней мере возможным считаете хотя не утверждая крепкой ноги в земле неприятельской, произвести какие-либо поиски на корпусы или хотя важнейшие посты Шведские; почему и убеждаемся мы сообщить вам наши мысли и усмотрения.

что вы между тем по крайней мере употребите старание ваше тревожить неприятеля частыми и значущими поисками, которых удачи оправдалися при переходе за Кимень Генералов-Майоров Денисова и Фон-Сухтелна. В сем удостоверении неупустили мы вам приметить, что как везде, где наши атаковали, успех был в нашу сторону, то и нужно тем пользоваться; к сожалению нашему однако ж, кроме двух помянутых случаев, не сделано было более на то попыток, и неприятель спокойным образом мог брать свои меры на усилие его. По связи действий и по зависимости от вас галерного флота, сообщили мы вам план атаки от него на неприятеля производимой, в удостоверении, что вы по искусству вашему неоставите сделать нужные распоряжения, дабы в то самое время когда сия атака возьмет свое исполнение, разным корпусам неприятельским могла быть учинена диверсия не только отъемлющая способы обратить часть сил его на подкрепление армейского его флота, но и возможный вред в тех местах ему наносящая. Мы также были в доброй надежде, что для открытия ваших действий вы ожидали таковых от галерного флота, и зная в подробности, что и как сей последний сделать был должен, за временно учредите свой план коим образом при одержании поверхности пользоваться временем, которого потеря невозвратна, и как прикосновенным к галерному флоту частям, войти с ним в связь и распространение общих и дальних поисков, Видели мы однако ж с прискорбием, что когда вице-адмирал принц Нассау, в след за одержанием знаменитой победы над Шведским галерным флотом, хотел приступить к высадке войск позади корпуса в Гекфорсе и Кименегорде державшегося, и требовал от сухопутных войск наших содействия, начальствующие ими не были предварительно наставлены. Время прошло в ожидании от вас приказаний, потом в разных распоряжениях, и наконец неприятель успел отвратить гибель ему предстоявшую своим отступлением. Не можем мы отнюдь почитать важным приобретением оставление со стороны Шведской поста в Гекфорсе. Прошедшего года был он ими оставлен. Войска наши в нем при начале нынешней компании находилися; но неприятель весьма удобно и без большой от наших обороны, предуспел овладеть оным. Должно опасаться, что при недействии нашем и при наступлении времени к занятию кантонир или и зимних квартир, может он ипаки туда войти и укрепиться, а может быть и далее простерть свои покушения. Таким образом следующая компания имеет быть начинаема паки с тех пунктов, с которых и нынешняя, есть ли еще неприятель и далее не предъуспеет. Мы оставляем вам решить, сходствует ли с пользою и славою Нашею и Империи Нашей, чтоб труды, иждивения, и потеря людей ни чем неоцененная, вотще обратилися.

О подкреплении которого неприятель ожидал, Мы вам дали знать в указе нашем от 3-го августа (Указа этого в бумагах не оказалось, но смысл его изложен тут же. – прим. В. Б.), присовокупя тут точно что “в сих обстоятельствах вы сами судить можете, колико нужно есть употребить все те способы, коими подобное неприятельских сил умножение упреждено, и вредные от него следствия отвращены были бы; а потому на ваше усердие к службе, искусство и храбрость Мы имеем добрую надежду, что вы не упустите [299] ”. Мы и тут считали, что вы упредите нанести врагу нашему толь чувствительный урон, что и самое подкрепление, ими ожидаемое, непринесло бы ему большой пользы.

В таком положении дел, есть ли вы усматриваете непреодолимые затруднения к перенесению полным образом оружия нашего в шведскую Финляндию, по крайней мере не можете ли приказать произвести поиск на неприятеля от левого фланга вашего, обще с галерным флотом к стороне Луизы? Мы имеем известие от вице-адмирала Принца Нассау, что он часть войска с галер признанных им за неспособные к плаванию, ссадил на берег, чем сухопутная часть и более подкрепляется. Сверх того, продолжая плавание свое, покуда возможно, не упустит он есть ли только удобность дозволит сделать высадку на берег: но надобно, чтоб начальствующее на левом фланге вашем соображалися его действиям, и на случай оных у него яко младшие у старшего, под командою состояли. При решимостя на подобный поиск, должны вы будете принять меры к удержанию неприятеля против Коувалы и Мемели держащегося от обращения всех, или по крайней мере знатных сил его на свой правый фланг, учиня ему от вас диверсию с наблюдением надлежащей осторожности. Подтверждаем тут что всего нужнее есть ли поиск сей назначен будет, действовать скорее и не терять времени в переписках и других медлениях. Ожидая в подробности, что и каким образом вы учредите, пребываем вам благосклонны “Екатерина”.

Раздел сайта: