Приглашаем посетить сайт
Бестужев-Марлинский (bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru)

Екатерина II - Циммерману И. Г., 23 мая 1789 г.

XXI.

Царское Село, 23-го мая 1789 г.

Я получила, милостивый государь, три дня тому назад, ваше письмо от 18-го апреля. Мне весьма приятно, что вы довольны моим ответом на вашу речь, в которой вы высказали предположение, будто я нахожусь в Елисейских полях; пока я еще не попала туда; я много гуляю здесь, в Царском, где в последние 22 года я занимаюсь лишь разными сооружениями и насаждениями, предоставляя маркизу Лукезини и его сотоварищам делать все то зло, которое они в состоянии делать и делают. Я совершенно разделяю мнение тех людей, или того человека, который убежден, что Фридрих II никогда не одобрил бы образа действий, столь противного тому, который он преследовал неуклонно с 1762 года. В настоящее время берлинский двор руководствуется в политике принципами г. де-Шуазеля, над которыми Фридрих II так насмехался. Всем известно, что принесла нам политика герцога де-Шуазеля; его мнимая боязнь, перед величием России прикрывала его страсти, его злобу, зависть и двоедушие. Он хотел повредить мне, но ему удалось только обнаружить свою собственную слабость и слабость турок, которых он впутал в это дело. Равновесие Европы не сходило у него с языка, то самое отвлеченное равновесие, которое всегда нарушало спокойствие всех держав, опиравшихся на эту  фразу, помогающую пускать пыль в глаза толпы и маскировать преступные и непоследовательные цели и намерения, когда они заступают место справедливости, служащей основой всех государств и связующей человеческое общество. Я полагаю и даже убеждена в том, что репутация кабинетов такова же, как и репутация частного человека, и что тот, кто сеет раздор направо и налево в соседних домах, не может внушить доверия или прослыть чем-либо иным, как не зачинщиком. Двоедушие—плохое средство для достижения славы и люди, прибегающие к нему, без сомнения, могут сделаться жертвою своих собственных козней; между тем, многие придерживаются в политике лишь следующих двух правил: подливать в огонь масло и удить рыбу в мутной воде; а это вызывало во все времена те кровавые столкновения, которые называются войнами и в которых монархи, отличающиеся пылким темпераментом, или руководимые министрами с подобным характером, раскаиваются лишь в том случае, когда жертвою этих войн становятся их собственные подданные. Надеюсь, что ваше желание в скором времени исполнится, что турки и е. в. король шведский будут разбиты на море и на суше, с чем, надеюсь, не замедлят меня поздравить, чтобы остаться верными своей роли, те лица, которые подстрекали их к войне и оказывали им помощь и поддержку. Я узнала на днях, что путешествие английского короля отлагается до другого времени.

“в собственные руки”, то всякая почтовая контора обязана доставить мне пакет “в собственные руки”. Я весьма одобряю подарок, который вы предложили г. Гроссу сделать главному хирургу, помогавшему вам в избрании тех лиц, которых вы прислали к нам.

к жестокости и бесчеловечности; поэтому трудно, чтобы он сделался вашим или моим героем; если он человек безрассудный, то его дружественная связь с Густавом III будет как нельзя более естественна! Один будет душить своих пашей, а другой своими речами и указами будет душить свободу и истину, и оба найдут людей, готовых одобрить и восхвалить их поступки, даже помочь им и стать их защитниками на пути двоедушной политики, которой следуют кабинеты многих держав Европы, полагая вступить этим на блестящий путь, тогда как в сущности они подготовляют себе этим такое поприще, которое рано или поздно неминуемо приведет их к погибели. Но мои завистники не знают предела своему недоброжелательству; увидим кто будет торжествовать последний. Так как кн. Потемкин и его армия отличились своими заслугами, то справедливость требовала наградить их. Ген. Каменский преисполнен отваги и усердия. Если ваш кавалер (gentilhomme) помешает берлинскому двору действовать неразумно, то он окажет этим великую услугу человечеству: он должен постараться, чтобы этот двор был более справедлив, и менее склонен поддерживать, одобрять и содействовать несправедливым поступкам Густава III и польским сумасбродствам. Мы отнюдь не думаем уничтожить будущую жатву поляков; напротив того, мы намерены перенести из Польши все наши продовольственные магазины, и когда это будет сделано, то уверяю вас, что в Польше ни один четверик ржи не будет истреблен моей армией, на чем Польша потеряет несколько, миллионов, о которых она будет сожалеть и которых не откуда будет ей взять, ибо никто не в состоянии потребить более, чем следует, и никто не может вознаградить Польшу за эту потерю. В Финляндии дело ограничивалось до сих пор лишь стычками на форпостах, которые повторяются ежедневно; в конце кампании мы сообщим об их результате. Адмирал Чичагов отправился на поиски за шведским флотом, но если жалкие остатки этого флота укрылись в Карлскроне, то он не встретить его в море и будет вынужден возвратиться, не отыскав его. Я буду сообщать вам известия, получаемые мною с юга и с севера, когда они будут заслуживать внимания. Я никогда не имела намерения сделаться императрицей греков или Греции; я умею довольствоваться тем, что имею, но я желаю, чтобы греки пользовались свободой и благоденствием под управлением монарха христианина, исповедующего с ними одну религию, и чтобы они более не страдали под ужасным и бесчеловечным игом. Это письмо будет отправлено с курьером. Благодарю вас за ваши пожелания; будьте уверены в моем уважении. Прощайте (Без подписи)

Раздел сайта: