Приглашаем посетить сайт
Карамзин (karamzin.lit-info.ru)

Екатерина II - Циммерману И. Г., 1 февраля 1788 г.

XII.

С. -Петербург, 1-го февраля 1788 г.

Мне приходится отвечать, милостивый государь, на ваши два письма, от 1-го и от 15-го января. В первом из них упоминается о деле г. Форстера; надеюсь, что он будет доволен, ибо не только адмиралтейство уступило ему полученную им сумму, но я поручила также гр. Ангальту принять г. Форстера на мою службу, в кадетский корпус, коего директором состоит вышеназванный граф; оттуда будет легко употребить его смотря по его способностям и склонностям, или, лучше сказать, сообразно с пользой службы. Разумеется, весьма прискорбно, что экспедиция, в которой он должен был принять участие, не состоялась теперь же, но то, что отложено до более благоприятного времени, еще не потеряно. Мне весьма любопытно увидеть интересное сочинение, о котором вы извещаете меня, милостивый государь; прислав его, вы доставите мне большое удовольствие. Не знаю, будет ли этот год особенно интересен; однако, не подлежит сомнению, что Блистательная Порта делает громадные приготовления и что она отправила первого чиновника департамента иностранных дел командовать армией. Если он будет в этом случае действовать с такою же осторожностью, какую он выказал на своем первом посту, то мы наверно увидим чудеса; надобно сознаться, что как первый двигатель военных действий, он поставлен превосходно, чтобы поплатиться за все неудачи своей головой. Я защищаюсь, на меня нападают; часть Европы старается разгласить, что я низвергну Турецкую империю; мне хотелось бы спросить ее: считаете ли вы это возможным? Согласитесь сами, что немыслимо в несколько кампаний низвергнуть огромную империю, с несметным населением, изобилующую деньгами и всеми иными средствами и в которой принимают участие столько европейских кабинетов. 

Я весьма благодарна вам, милостивый государь, за совет, данный вами по поводу больной девицы, и так как я вижу, что вы советуете ей, между прочим, пользоваться водами Спа и Пирмонта, то я сказала ее брату, чтобы врачу, пользующему ее, предложили прописать ей Бестужевские капли, коих секрет куплен мною, и которые на моих глазах никогда не употреблялись без величайшей пользы, о которых, наконец, я могу говорить по собственному опыту.

то я не извещу вас о нем, ибо не считаю это возможным; вот почему я посылаю вам теперь же меховую шапку, о которой вы просите, а также чай и кофе Мокко. Прощайте, будьте уверены в моем уважении. Екатерина.