Приглашаем посетить сайт
Гнедич (gnedich.lit-info.ru)

Потемкин Г. А. - Екатерине II, март 1783 г.

640. Г. А. Потемкин -- Екатерине II 

[Март 1783]

Отправление флота в Архипелаг (сстли будет с турками ныне война) последует не ради завоеваний на сухом берегу, но для разделения морских турецких сил. Удержав их флот присудствием нашего, всю мы будем иметь свободу на Черном море. А естли бы что турки туда и отделили, то уже будет по нашим силам. Когда же нет нужды делать десантов, но ненужно и число столь неудобное сухопутных войск, какое Адми[рал] Грейг1 полагает, а паче пеших кирасир; для службы же при флоте прибавить к числу их солдатской команды егерей один баталион, а к сему еще навербовать пять или шесть баталионов албанцев из Химары, и славян также число достаточно и для службы на острове Лемне, естли флот тут возьмет свое место, и ради поисков, где случай удобный представится.

при благополучном ветре. Препятствовать ли турки захотят? Тут они обязаны будут дать баталию морскую, чего нам и желать должно. Но чтоб Дарданеллы форсировать с Сухова пути, на сие нужна армия. Ибо у турок достанет сил их оборонять. Притом мы видели в прошедшую войну, что они и тремя стами человеками гоняли наши большие десанты.

Какая же разница флоту действовать единственно на водах. Число пятнадцати кораблей уже несумненно превосходит силу морскую турецкую. К тому числу почтенному сколько пристанет каперов, обезпокоивающих везде их транспорты, а искусный и предприимчивый адмирал верно выждет способ пролететь Дарданеллы.

Усердие мое побуждает Вашему Величеству представить, что нужен испытанный в предприимчивости и знании адмирал. Нигде столько успехи от манер и стратигем не зависят, как на море, а сих вещей без практики большой знать нельзя. А Вашему Величеству известна практика наших морских.

Я не смею сказать, а думаю, что бы мешало секретнейшим образом соединить ескадры, кои теперь в походе, и послать под видом прикрытия торговли в Архипелаг, и пока турки еще не готовы, пройтить в Черное море. Тогда бы уже в Архипелаг нужды не было посылать другова флота. Но сие может быть мои бредни. Только кажется, что...

Примечания

РГАДА. Ф. 10. Оп. 3. Д. 557. Л. 1--2об.

Публикуется впервые.

План морских операций учитывал опыт минувшей войны, когда посланный из Балтийского в Средиземное море русский флот нанес сокрушительное поражение противнику. Начальника экспедиции графа А. Г. Орлова упрекали за отказ прорыва через Дарданеллы и Босфор в Черное море (после Чесменской победы). Но тогда Россия еще не располагала возможностями для базирования флота. Положение изменилось после войны и особенно после присоединения Крыма.

1 Самуил Карлович (1736--1788) -- адмирал, герой Чесменского сражения, в котором адмирал Спиридов возложил на него непосредственное руководство боем. Шотландец Грейг в 1764 г. перешел на русскую службу из английского флота с чином капитана 1 ранга. Россия стала для него второй Родиной. После начала русско-турецкой войны 1787--1791 гг. Грейг должен был идти со своей эскадрой из Балтийского моря в Архипелаг, но шведская агрессия заставила остановить этот поход. Решительными действиями Грейга летом 1788 г. был сорван стратегический замысел короля Густава III комбинированными ударами с суши и моря захватить столицу России. Императрица, узнав о смерти Грейга (15. X. 1788), прослезилась и назвала ее "потерей для государства".

Раздел сайта: