Приглашаем посетить сайт

Потемкин Г. А. - Екатерине II, 29 мая 1790 г.

1055. Г. А. Потемкин -- Екатерине II

[29 мая 1790]

Без памяти обрадовался, что шведы столь славно отражены от Ревеля. Вы, матушка Всемилостивейшая Государыня, милостивы были обещанием деревень покойному Принцу Ангальту1. Жена его осталась в бедности. Ежели бы ей какой-нибудь пенсион; я интересуюсь только по резону, что он носил имя Ангальт. Граф Ангальт2 живет в Петербурге, пакостными своими склонностями развращает нравы молодых кадет и не имеет время и не умеет смотреть за егерским корпусом Финляндским, не прикажете ли быть в нем шефом Генерал--Майору Барону Палену3. Корпус требует поправки.

К собирающимся полкам в Белоруссии отправлю Г[енерал] Аншефа К[нязя] Долгорукова, как скоро прибудет. Не худо отправить в Вену Разумовского. Крайне нужно иметь министра расторопного в Венеции. Он там только может получать верные известия и показывания и обласкиванием распублики немало можно озаботить турков. Я имею сведения, что французский трактат с австрийцами кончится в июле месяце, и они обратятся к пруссакам, и что шведов под рукою ласкают.

Дороговизна во всем превосходит меру: сукно офицерское в 8 рублей. Уже трудно, а многим и невозможно, себя содержать. Честь мундира не в тонкости сукна, и чем ближе к солдату, тем больше на военного похоже. Сидя, матушка, у Вас, я предложил, чтобы в должности и во время войны до Фельдмаршала мундиры бы носили из сукна солдатского! Вы похвалили, и я сегодня, одевшись так, всем офицерам приказал то же зделать. Сие нечто важно и походит на Спарту. Похвалите меня за это в письме, а я покажу, то и генералы все оденутся4.

Хорошо, ежели бы Алопеуса взять из Берлина5, а туда бы послать кого бы поважнее мазать по губам Короля, а его министра в то же время ласкать всячески. Я уверяю, что ежели мы выиграем время до половины июля, то уже они не двинутся. Одобрения Ваши о корнете моем кавал[ер]гардском меня к нему еще привязывают, а ему подают право ожидать Ваших милостей.

Преображенский полк Ваш и в Вашей воле жаловать, кого угодно, но как по начальству моему над оным по Вашему избранию, то честь моя с сим полком связана. Офицеры гвардейские ослабли от роскоши; записавшись, так сказать, в клобы и театры, забыли службу, а с ней и храбрость мужественную. Им нужен в начальниках и пример храбрости, и знание службы. Таков ли мягкий Васильчиков6; не видав войны и не служа в пехоте, не ему быть в нынешнее время. Как полк Егорьевский поступил в лейб-кирасирский, то остался полковник и кавалер Марков7, служивший с отличностию две войны. Храбр, как шпага. Его я готов повергнуть к стопам Вашим. Он бы повел Ваших стражей первого полку в огонь и в воду. Но что делать, коли опоздал. Я Вам должен сказать истину, а Вы, матушка, изволите знать, сколь я непристрастен в одобрениях. Вы мне наказывали годных выводить, я скоро представлю о многих по службе.

Вернейший и благодарнейший

подданный

Князь Потемкин Таврический

Повеление Ваше Графу Петру Алекс[андровичу] отослал. Здесь следует его ответ: собирается всякий день, а что будет, увидим. Но, где бы он ни был, везде будет во вред, да Бог с ним. Время откроет его замыслы, а я молчу.

Примечания

Автограф. Ф. 1. Оп. 1/1. Д. 43. Л. 24--26об.

Публикуется впервые.

Датируется по содержанию письма и ответа Екатерины II от 8. VI. 1790. -- No 1057.

1 Вы, матушка... милостивы были обещанием деревень покойному Принцу Ангальту. письмах к Потемкину Екатерина умолчала об этой серьезной неудаче. 23. IV Храповицкий записывает: "Плакали о Принце Ангальте. Опасение, чтоб не убили Принца Нассау; присяга Совета о хранении тайны по Прусским делам. При первом разрыве вступят войска наши в Польшу и примкнут к Галиции, следовательно, и к войскам Австрийским". Через несколько дней неудача постигла шведов. Нумсен перешел Кюмень, атаковал самого короля, захватив 17 пушек и до 200 пленных. Денисов преследовал противника и захватил его обоз.

2 Граф Ангальт... -- Директор Сухопутного кадетского корпуса, которого императрица отказалась направить в действующую против шведов армию из-за его непомерных требований (см. письмо No 866). Намек Потемкина на "пакостные склонности" графа понятен.

3 Пален Петр Алексеевич, фон дер (1745--1826) -- из лифляндских дворян, барон, генерал--майор, заслуживший Георгия 4--ой степени в первую турецкую войну. Командовал одной из 6 колонн при штурме Очакова, награжден Георгием 3--ей степени. Исполняя просьбу государыни усилить армию в Финляндии опытными генералами, Потемкин командировал Палена на север. Пален успешно действовал в кампании 1790 г., после заключения мира со шведами выполнял важные дипломатические поручения (послан к Густаву III представлять интересы России). При Павле I подвергся недолгой опале, был возведен в графское достоинство, имел чин полного генерала и был назначен генерал-губернатором в Петербурге. Сыграл решающую роль в устранении Павла I и возведении на престол его сына. Вскоре после переворота Александр I удалил Палена из столицы. Граф жил в своем имении в Прибалтике. Два его сына стали видными генералами и доблестно сражались в 1812 г. против Наполеона. Вспоминая время Екатерины Великой, Пален отзывался о Потемкине, как о "безусловно гениальном человеке".

4 ... письме, а я покажу, то и генералы все оденутся. -- Современники любили вспоминать о мундире Потемкина, украшенном алмазами, в котором он появился на знаменитом празднике в Таврическом дворце. Никто не вспомнил о мундире из солдатского сукна. Это могло бы считаться одной из причуд Светлейшего. Между тем, такая простая мера уменьшила издержки на "построение" офицерских мундиров и спасла многим офицерам жизнь: противник в бою старался выбить прежде всего командный состав, заметно выделявшийся среди нижних чинов своим обмундированием.

5 Хорошо, ежели бы Алопеуса взять из Берлина... -- Алопеус Максим Максимович (1748--1822) находился в столице Пруссии с особым заданием, не имея официального дипломатического ранга. Через него шли важные переговоры с представителями правящих кругов. Возможно, Безбородко сообщил Потемкину о своих подозрениях (он прямо обвинял Алопеуса в предательстве -- см. СБРИО.

6 Таков ли мягкий Васильчиков... -- Васильчиков Григорий Алексеевич (ум. в 1838) -- офицер-кавалерист, в службе с 1765 г. В кампании 1790 г. командовал преображенцами в боях против шведов. Впоследствии генерал-лейтенант.

7 Марков (правильно Ираклий Иванович (ок. 1750--1829) -- боевой офицер, полковник, кавалер Георгия 4--ой степени. Участник штурма Очакова. Императрица уважила представление Потемкина и Морков был пожалован в секунд--майоры лейб--гвардии Преображенского полка. По окончании войны со шведами он вернулся на юг и отличился при штурме Измаила, командуя 3--ей колонной. Наградой стал Георгий 3--ей степени. За отличия в войнах против поляков получил Георгия 2--ой степени; впоследствии генерал--лейтенант, граф. Участник Бородинского сражения.

Раздел сайта: