Приглашаем посетить сайт
Майков (maykov.lit-info.ru)

Потемкин Г. А. - Екатерине II, 16 июля 1783 г.

669. Г. А. Потемкин -- Екатерине II 

Лагерь при Карасу Базаре. Июля 16 [1783]

Матушка Государыня. Я прошу милости Генерал[ам], подо мною служащим: Суворову -- Володимерский крест и Павлу Сергеевичу. Графу Бальмену -- Александровский. Не оставьте и Лашкарева, он, ей Богу, усердный человек, и очень много я его мучил4.

Упражняюсь теперь в описании топографическом Крыма2. Деревни все уже описаны, только надобно перевесть на русский язык. Я поспешу все представить, как о продуктах земли, так и о сборах. Теперь только могу доложить, что редко можно найтить так плодородную землю: нонешний год не в силах будут всего урожая убрать.

При всем удовольствии татар тревожит их посеянный от турков очаковских в них слух, что браны будут с них рекруты3. Я им на сие дал уверение, что таковой слух пущен от их злодеев и что он пустой. Ежели, матушка, пожалуете указ, освобождающий их от сего, то они совсем покойны будут. Также просят неотступно, чтобы подать им платить не по душам, а с земли и со всего -- десятину, что учинит гораздо более доходу, да для них честнее. И ежели это будет, то поверьте, что можно тогда в Анатолию послать Манифесты, и там примут подданство.

Сочинив таблицу о доходах, поднесу мои примечания, на что ассигновать нужно, дабы угодить магометанам: как то на содержание некоторых мечетей, школ и фонтанов публичных. Сей последний пункт считается у них великим благодеянием и весьма их обрадует, ежели прикажете на Ваше имя построить большой и хороший. И от сей безделицы пойдет громкая слава не в пользу Султана турецкого.

Турки по сие время везде смирны. По известиям, в пограничных местах починивают, но слабо, и гарнизоны не умножаются. Они боятся, чтобы мы к ним не пришли. Укрепляют всячески проход Боспорский, да и в Цареграде велено починивать укрепления. Ежели и быть войне, то не нонешний год. Теперь настоит рамадан и кончится двадцатого августа, то много ли уже останется до осени. Я не дивлюсь Короля шведского жеманству, что же бы ему другое и делать. Он хорошо делает, что не носит военного мундира для того, что у них больше комического, нежели сериозного. Я пишу, матушка, к Безбородке некоторые мои примечания политические, о чем он Вам доложит4.

Прости, моя матушка милая.

Твой вернейший раб

Князь Потемкин

Алекс[андру] Дмитричу мой поклон.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 1. Оп. 1/1. Д. 43. Л. 67--68.

Публикуется впервые.

1 Я прошу милости Генерал[ам], подо мною служащим: Суворову -- Володимерский крест и Павлу Сергеевичу. Графу Бальмену -- Александровский. Не оставьте и Лашкарева, он, ей Богу, усердный человек и очень много я его мучил. -- Командиры Кавказского, Кубанского и Крымского корпусов, на плечи которых легла основная тяжесть подготовки и приведения к присяге на подданство России народов Крымского ханства, получили просимые Потемкиным награды. Особенно трудной была задача Суворова. Многочисленность ногайских орд, обширность территории их кочевий, внутренние междуусобицы -- все это было преодолено энергией и дипломатическим тактом Суворова, хорошо знавшего край и имевшего друзей среди влиятельных ногайских мурз.

Граф Антон Богданович Де Бальмен (1741--1790) -- генерал--поручик, участник первой турецкой войны. Служил на юге России и в Крыму. Был директором сухопутного кадетского корпуса, губернатором Орловского и Курского наместничеств. Во время второй русско-турецкой войны назначен командующим войсками на Кавказе и умер там от чахотки.

Лашкарев Сергей Лазаревич (1739--1814) -- надворный советник. Выходец из старинного грузинского рода, переселившегося в Россию при Петре I. Видный дипломат. Был переводчиком A. M. Обрескова и сумел после заключения Обрескова в тюрьму поддерживать секретную переписку с Румянцевым и Алексеем Орловым. После войны выполнял дипломатические поручения в Турции. Назначенный резидентом при Шагин--Гирее, он трудился под руководством Потемкина для склонения хана к отречению и отъезду из Крыма. Был награжден имением в Белоруссии (400 душ) и чином канцелярии советника.

2 Упражняюсь теперь я в описании топографическом Крыма. -- Подробное описание Крыма должно было послужить основанием к введению там губернского управления в соответствии с российскими законами. Потемкин запросил из Петербурга положения о наместничествах на татарском языке. В новых органах власти местные жители получили заметное представительство. Отметим, что среди тех, кто занимался топографическим описанием Крыма, был Иван Никитич Болтин -- один из первых переводчиков и издателей "Слова о полку Игореве". Рекомендуя его в обер--контролеры бригадирского чина, Потемкин прибавил: "Мне он давний приятель" (РГАДА. Ф. 11. Оп. 1. Д. 913. Л. 1).

3 -- По настояниям Потемкина крымские татары получили ряд привилегий. Рекрутский набор на них не распространялся.

4 Я пишу, матушка, к Безбородке некоторые мои примечания политические, о чем он Вам доложит. -- "Политические замечания" Потемкина интересны и содержательны. "Не худо воспользоваться расположением шведского Короля. Можно допустить, чтобы он не мешался в случае войны от России или на Россию. Ево же можно ручиться охранить от Дании, так как и ему чтобы не воевать с нею. Французская нота (протест против присоединения Крыма. -- В. Л.) их до того, чтоб не нашлись в силах лет сто мешаться в дела чужие. Препятствует ли им Россия удерживать за собою завоевания важнее гораздо Крыма. Они карабкаются все господствовать и вмешиваться в чужие дела, где их не просят. Злодеи непримиримые благополучия России и ненавистники славы Государыни нашей, они сочли, что будто усадили Ея, чтобы быть, поджав руки. Разсмотрите хорошенько Веракову ноту, вы увидите, как они выдают себя быть арбитром наших дел и будто мы от них зависимы. Они, как Ад, испускающий прелести на умы слабых, возомнили, что с помощию множества в России преданных им поклонников перевертят все, как хотят. Я верно знаю, что от наших уверен их министр, что Государыня войны опасается, и для того он в конце изволил размазать общими местами -- продолжение войны сколь сумнительно бывает. Не пренебрегайте в сей час с Англией. Право, не худо там оказывать горячую негоциацию и сего уже довольно будет заставить трусить Францию. Кто, кроме их, будет так безстыден, чтобы подымать Англию против нас?" (РГАДА.

Потемкин ссылается на вербальную ноту, зачитанную французским посланником маркизом де Верак вице--канцлеру графу И. А Остерману 26. VI 1783 г. Французы настаивали на добрых услугах в крымском деле. Им напомнили захват Корсики (в 1768) и твердо заявили, что принятое Ее Величеством намерение о присоединении Крыма, Тамана и Кубани "никак уже отменено быть не может".

Раздел сайта: