Приглашаем посетить сайт
Блок (blok.lit-info.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., после 10 февраля 1780 г.

585. Екатерина II -- Г. А. Потемкину 

[После 10 февраля 1780]

Барятинский испугал меня смертельно: с весьма сериозным лицом пришел ко мне и сказал: "Le Prince est au desespoir {Князь в отчаянии (фр.).}, капитан у него ушел". "Кто, кто? Капитан?" У меня сердце от desespoir {отчаяния (фр.).} твоего забилось. Наконец, все сие обратилось на бомбардирского. Не плачь, батенька, найдешь его, как оставил, всегда ласковым и дружелюбным к тебе.

Здесь холодно, а вчерась и скучно уже было: je n'ai point mon Ami, mon Prince {у меня нет моего друга, моего князя (фр.).}.

О Днепровских порогах Турчанинов Вам скажет мое мнение. Одни пороги легко чистить, вываливая одинокие каменья из форватера, а другие уступами, сих нельзя переводить. И так, il faut que Vous commencies par me donner des materiaux qui me comvainquent de la possibilite {нужно, чтобы вы начали доставлять мне материалы, которые бы убедили меня в возможности (фр.)}. Сумма же весьма мала и за нею, видя пользу, не постою. Adieu, mon cher et bien aime Ami.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 1. Л. 30.

Публикация -- СБРИО. Т. 42. С. 390.

Командующий польским корпусом генерал--поручик А. И. Романиус 10. II. 1780 г. рапортовал в Военную коллегию о том, что Смоленское наместническое правление еще 17. III. 1779 требовало капитана Ревельского пехотного полка (квартировал в Люблине при цесарском кордоне) Потемкина в суд по иску его отца полковника Смоленской шляхты Петра Потемкина. Было решено не отсылать его до сентября. Когда же срок прошел, командир бригады генерал--майор И. И. Михельсон приказал капитану явиться в суд, но тот, сдав роту, уехал в Цесарские границы. Романиус просил коллегию посредством дипломатических каналов требовать выдачи капитана Потемкина (см. РГВИА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 1107. Л. 1--1об.). Случай дезертирства офицера, к тому же однофамильца (Потемкины -- распространенная фамилия среди смоленского дворянства), как следует из письма, был принят близко к сердцу президентом Военной коллегии. Императрица спешит успокоить его. Судьба капитана Потемкина неизвестна. По списку, полученному Коллегией 25. I. 1781 г. "от Ревельского пехотного полку за прошлый 780-й год онаго капитана в том полку не значится, а показан в убыли" (Там же. Л. 2об.). Для сведения следует упомянуть указ Екатерины II от 13. II. 1779 г. о прощении ушедшего в Англию артиллерии подпоручика Александра Назимова (СБРИО. Т. 27. С. 167).

Начало нового года застает Потемкина за разработкой планов Персидской экспедиции. Военная схватка Англии с Францией и Испанией создавала благоприятные предпосылки для проторения торговых путей на восток. В январе 1780 г. Потемкин встречается в Петербурге с представителями армянского народа Иосифом Аргутинским и Иваном Лазаревым. Они обсуждают вопросы, связанные с освобождением Армении от персидского ига. В совещаниях принимает участие А. В. Суворов. 11. I. 1780 г. Потемкин подписывает ордер и секретную инструкцию Суворову, направляемому в Астрахань для подготовки Закаспийской экспедиции. Крупные события зреют на западе. 22. I. 1780 русский посол в Вене князь Д. М. Голицын сообщил о посещении его загородного дома (в Пратере) императором Иосифом II, который выразил желание встретиться с Екатериной II в Белоруссии. Императрица немедленно ответила согласием, уточнив дату и место встречи: 27 мая старого стиля, в Могилеве (см. РА, которую, "кроме графа Никиты Ивановича и князя Григория Александровича", никого не посвятили. Даже граф З. Г. Чернышев (генерал--губернатор в Белоруссии) еще не знает об этом. (С. 57.).

Раздел сайта: