Приглашаем посетить сайт
Бунин (bunin-lit.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., после 1 августа 1775 г.

343. Екатерина II -- Г. А. Потемкину 

[После 1 августа 1775]

1. Спросите у Князя Долгорукова1, буде бы кто в доме его, не спросясь у него, стал жить, что бы он зделал?

3. Буде бы кто, жив в его доме, без его дозволения и согласия, в оном повелевал и распоряжал, ездил бы на его лошадях, с его собаками, посылал бы к его людям приказания и не уважал бы ни его, ни ему принадлежащего, что бы он зделал?

4. Буде бы тот человек, видя, что хозяину его поступки неприятны, на того бы не смотрел и не унимался, что бы он зделал?

5. Буде хозяин, избавясь подобного сокровища из дома, впредь не пустил в дом, а тот бы его назвал несправедливым, что бы он зделал?

Получая его ответ, решу его судьбину.

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 1. Л. 92--92об.

Публикация -- Т. 42. С. 404--405.

1 Долгоруков Василий Владимирович (1738--1782) -- князь, генерал-майор в отставке. Участник Семилетней и русско--турецкой войн. В 1773 г. был дежурным генералом штаба фельдмаршала Румянцева. Послан в Петербург доложить императрице нужды армии. Эту миссию выполнил Потемкин. Долгоруков поселился в Москве. 1. VIII. 1775 он написал взволнованное письмо своему бывшему сослуживцу и просил Потемкина заступиться за него перед государыней, которая прогневалась на него "по объявлению графа Апраксина, что он имел свидание с Елизаветой Кирилловной у меня в деревне. Обложь оно или нет, в сем, что есть святова, уверяю, что как и прежде Вам сказывал, что с первого дни и до последнего его у меня пребывания никак в его дела не входил..." (Автограф. -- РГАДА.

Гнев Екатерины был вызван тем, что граф Апраксин (несмотря на запрещение встречаться с графиней Е. К. Разумовской) по выходе из крепости (см. примеч. к письму No 285) виделся с ней, а затем последовал за ней в Москву. Как следует из показаний Апраксина (дело "О генерал--поручике графе Петре Апраксине, увезшем дочь графа Разумовского" хранится в РГАДА. Ф. 7. Д. 2410), и старшая сестра Елизаветы Кирилловны Н. К. Загряжская, и племянница старого графа Софья Осиповна Апраксина (жена покойного брата "похитителя", жившая в доме Разумовских), и даже сам Потемкин советовали молодой женщине тайно обвенчаться, покрыть грех и поставить отца перед свершившимся фактом. Венчание состоялось в одной из подмосковных церквей 10. VII. 1775, когда вся Москва праздновала торжество мира. Елизавета Разумовская вернулась в дом отца. "Болезнь" императрицы и вызванная заминка в торжествах подали Апраксину и его жене мысль покинуть столицу и некоторое время пожить в отдаленной смоленской деревне у друга генерала, дожидаясь пока не уймется гнев Разумовского-отца. Екатерине, еще не оправившейся от родов, пришлось заниматься этим громким делом. Она приказывает генерал--губернаторам изловить беглецов, Апраксина арестовать, Елизавету вернуть отцу. Но тот был вне себя от гнева и отрекся от дочери. Апраксин был отправлен в монастырь, в Тобольск, на покаяние. Его жена -- в Новодевичий. Потемкин принял участие в их судьбе и добился разрешения для Елизаветы Кирилловны жить у ее замужней младшей сестры А. К. Васильчиковой в одной из деревень. Молодая женщина боролась за свое семейное счастье. В 1777 г. Апраксина перевели в Казань и она смогла увидеться с мужем. Через 2 года граф К. Г. Разумовский помирился с зятем, но только в 1783 г. Апраксину разрешили жить внутри России. Лишь при Павле I супругам было позволено жить в столицах.

Екатерина гневалась на князя Долгорукова за его неискренность. В конце 1778 г. по слуху, что Апраксин живет в подмосковной Долгорукова (или у его брата), государыня пригрозила "всей милой кампании" Сибирью (Кн. 1. С. 148).

Раздел сайта: