Приглашаем посетить сайт
Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 3 октября 1783 г.

686. Екатерина II -- Г. А. Потемкину 

Из Петер[бурга]. Октября 3 ч., 1783

Письмо твое от 27 сентября из Нежина, любезный мой друг, тем наипаче мне нужно было, что в крайней печали погружена была по причине опасного состояния твоей болезни. Мои безпокойства, однако, инако не пройдут, как тогда, когда узнаю о совершенном твоем выздоровлении. Дай Боже скорее о том узнать. Много в том сам можешь способствовать en soignant Votre convalescence {Заботясь о своем выздоровлении (фр.).}.

Мне пришло на ум, естьли Шагин--Гирей еще шалить станет, то приводить ему на память, что Портою смененные ханы по двести тысяч пенсии никогда не получали2.

Французы посылают Шуазеля Гуфиер послом в Цареград. Это тот, который "Вояж питореск де ла Грек" выдал и к оному предисловие, где предлагает из Греции составить республику.

Je crois que Vous connoisses cela, si non je Vous prie de lire la preface dans le livre; il est fort anime contre nous et decrit notre guerre avec les Turks avec la plus grande animosite {Я думаю, вы это знаете; если нет, то прошу вас прочитать предисловие в этой книге, он очень раздражен против нас и с отъявленной враждебностью описывает нашу войну против турок (фр.).}.

Прощай, мой любезный друг, Бога молю, да возстановит твое здоровье, мне столь нужное, скорее.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 1. Л. 523--523об.

Публикается -- СБРИО. Т. 27. С. 281--282.

1 Письмо твое от27сентября из Нежина... -- Не разыскано.

2 ... естьли Шагин--Гирей еще шалить станет, то приводить ему на память, что Портою смененные ханы по двести тысяч пенсии никогда не получали. выделяя им на содержание значительные средства.

3 Французы посылают Шуазеля Гуфиер послом в Цареград. -- Новый французский посол граф Огюст Лоран (1752--1817), написавший в своей книге "Живописное путешествие по Греции" строки, враждебные России (в духе французской дипломатии, поддерживавшей турок), по иронии судьбы должен был искать прибежище в России. Вместе с другими французскими эмигрантами, гонимыми террором революции, Шуазель--Гуфье оказался в Петербурге. При Павле I, благоволившем к эмигрантам, граф "Гавриил Августович" Шуазель--Гуфье получил чин тайного советника и занимал пост директора Академии Художеств. После реставрации вернулся во Францию.