Приглашаем посетить сайт
Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 25 ноября 1789 г.

1018. Екатерина II -- Г. А. Потемкину

Друг мой сердечный Князь Григорий Александрович. Попов приехал с Бендерскими ключами и с твоими письмами от 9 ноября. За Бендеры Богу благодарение мы приносили, а теперь тебе скажу еще раз спасибо. Попову дана лента Святыя Анны да денежная дача. Приятно мне было его видеть и говорить с ним об щегольской твоей кампании, в которой попечением твоим отличным о людях они сбережены, а города неприятельские покорены. Планы сих городов я получила. Они доказывают, что Бог нам помощник и что турки более боятся орудия Российского и наших полководцев, нежели цесарских. От всего сердца теперь желаю, чтоб Христос тебе помог заключить честный и полезный мир, сей нам нужнее всего, к чему, кажется, теперь и есть надежда. Переписка твоя с Гассан--пашою и с Мавроени и твои весьма разумные ответы подают к тому надежду. Нельзя, чтоб твои знаменитые успехи не зделали впечатление глубое в неприятельских умах и чтоб, чувствуя свое расстройство, не обратились скорее на нужное спасение остаточного, нежели на суетные обещания и внушения враждующих нам европейцев. Покоряя Бендеры, Vous aves couronne l'oeuvre de cette campagne {Вы увенчали дело нынешней кампании (фр.).} и свой план выполнил. Я думаю, что Булгакова к тебе отпустят; лично тебе трактовать, конечно, неловко. Как Брабантские дела идут весьма плохо по сю пору, то думать можно, что цесарцы в мире имеют столько же нужды, как и мы, а захватывают Валахию для того, чтоб удержать лишь нужное1.

Volontiers je chanterai avec Vous la chanson que Vous aves faite, que

Nous avons pris neuf lancons
Sans perdre un garcon,
Et Benders avec trois pachas,
Sans perdre un chat.

J'aime a Vous voir en aussi bonne humeur et Vous aves lieu de I'etre apres une aussi brillante campagne. Soyes assure que je me rejouis bien sincerement de Vos success {Охотно я пропою с вами песню, которую вы сочинили:

Мы взяли девять баркасов,
Не потеряв даже мальчика,
И Бендеры с тремя пашами,
Не потеряв даже кошки.

Люблю вас видеть в таком хорошем расположении духа, и вы имеете основание быть таким после блистательной кампании. Будьте уверены, что я чистосердечно радуюсь вашим успехам (фр.).}

Я решилась взять сюда Салтыкова с Кубани и велела послать к нему курьера, также Игельстрома и Принца Ангальта. Письмоводец Графа Пушкина уже отходит, а Генерал-майоров прошу прислать хороших и не все немцев2.

Александру Николаевичу Самойлову посылаю Александра Невского, а Энгельгардту -- Владимира второго класса3.

Monsieur le moine, point de moinerie: voila се que j'ai a repondre au mot келья, а propos de Vos appartements que je me suis fait un plaisir particulier d'enjoliver {Прошу вас не монашествовать, господин монах. Вот что я отвечаю на слово "келья" о ваших комнатах, которые с особым удовольствием старалась украсить (фр.).}.

После мира отдохнешь, и Бог подкрепит твои силы телесные и душевные.

Кубанский корпус пусть будет под твоей командою, как был. Пруссаков мы ласкаем. Касательно Польши -- сие нужно сообразить с другими делами и настоящим нашим положением, чтоб каши не заводить более теперяшнего. После мира и белоруссов прибрать можно4. Сон бендерских бин-пашей компанован, чтоб диван извинил сдачу города, я думаю. Adieu, mon Ami, portes Vous bien. Сие желание часто повторяем в разговорах с Платоном Александровичем, которым я весьма довольна, и ко мне привязан до крайности. Вот ему аттестат, как корнету Кавалергардского корпуса, к шефу оного. Се garcon est fort aimable, d'un excellent caractere {Этот мальчик очень любезный и прекрасного характера (фр.).}.

Ноя[бря] 25 ч., 1789

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 2. Л. 206--207.

Публикация -- PC, 1876, октябрь. С. 212--214.

1 Как Брабантские дела идут весьма плохо по сю пору, то думать можно, что цесарцы в мире имеют столько же нужды, как и мы, а захватывают Валахию для того, чтоб удержать лишь нужное. -- Австрийские войска под напором восстания, охватившего всю Бельгию, были вынуждены очистить страну. В 1790 г. цесарцы (уже при новом императоре Леопольде II) согласились (под нажимом Пруссии и Англии) заключить мир с Портой на условиях статус-кво.

2 Я решилась взять сюда Салтыкова с Кубани... также Игельстрома и Принца Ангальта. Письмоводец Графа Пушкина уже отходит, а Генерал-Маиоров прошу прислать хороших и не все немцев. -- 24. XI. 1789 императрица послала графу И. П. Салтыкову повеление прибыть поспешно в Санкт-Петербург, оставив команду (войсками на Кубани) старшему из генералов. Еще до официальной сдачи командования Салтыкову граф В. П. Мусин-Пушкин был вынужден согласиться на отзыв из армии своего "письмоводца" И. И. Русанова. Армия была укреплена генералами, имевшими боевую репутацию. Большинство из них оказались немцами.

3 -- Императрица поняла намек Потемкина (см. письмо No 1014) и наградила его племянников. В письме описка -- Самойлов назван Николаем Александровичем.

4 Касательно Польши -- -- Ответ на присланный Потемкиным план (письмо No 1013 и примеч. 5 к нему) еще не созрел. См. письма No 1019, 1031.