Приглашаем посетить сайт
Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 19 ноября 1786 г.

751. Екатерина II -- Г. А. Потемкину 

Ноя[бря] 19 ч., 1786

Вчерашний день меня твое письмо из Могилева от 11 сего месяца обрадовало1, ибо вижу, что ты здоров, мой друг. Нелюбо же я усмотрела из твоего репорта, что корабль "Александр" вовсе пропал. Слава Бога, что люди спасены. Более месяца уже италианские министры таскались с той вестью, а я ее поставляла за ложь. За антик благодарствую; где--то их берешь?

Репнин сюда приехал и стал хуже старой бабы. Вздумал в Егорьевской думе заражать сумнение: первый корпус армии -- гвардия, которой я полковник, а он, дурак, за честь почитать должен, что подполковник, почитать ли тот корпус и инженерный за военный? С тем пришел словесно мне доложить. Je l'ai ramboure comme Vous pouves croire {Я его отделала, как вы можете мне верить (фр.).}. Но как я думала, что ушам своим едва могу ли верить и не ослышалась ли я, то требовала, чтоб о том подал записку; и он оную подал. Что же мудренее всего, что в той же думе сидели Вице--президент Военной Коллегии и три майора гвардии2, аки сущие болваны, и ни единый вопреки не растворил уста. То-то люди, ниже муху с носу не сгонят! J'ai ete fachee comme un Demon de cette absurdite {Я была рассержена, как демон, этой нелепостью (фр.).} тот пакостит, а они нюхают.

Вольно тебе скакать так, что под тобою все ломается. Изволь на всякие сто верст чинить после того терпеливо изломленное. Лишь будь здоров, все прочее Богом исправлено будет. Александр Матвеевич3 тебя благодарит за ласковое приписание. Он сам тебя любит чистосердечно и с благодарным сердцем. Я здорова и упражняюсь, как всегда, а более всего занимает нас наша езда. Прощай, мой друг, будь здоров.

Примечания

Автограф. РГАДА.

Публикация -- СБРИО. Т. 27. С. 391.

1 Вчерашний день меня твое письмо из Могилева от 11 сего месяца обрадовало... -- "Мы видим уже себя при дверях той необходимости, в которую поставляет нас оборона славы и безопасности границ наших, особливо же естьли Порта не окажет внимания к последним ей учиненным внушениям и не сыщет сама средства исправить оскорбление, последним ее мемориалом нам нанесенное..." Далее в повелении говорилось о принятии плана Потемкина на случай военных действий, причем ему самому поручалось главное начальство над одной из двух выставляемых армий. Посланник в Турции Булгаков получил повеление посылать Потемкину дубликаты своих донесений и исполнять его предписания (РА, 1865, Стб. 412). Сам Потемкин 13. XII из Кременчуга инструктировал Булгакова о требованиях России к Турции: "1. Чтобы отнюдь не были обезпокоены границы владений царя Ираклия, как подданного Ея Величества. 2. Чтобы ни один беглец Российский, как то Запорожцы и им подобные, не держались при Очакове, но чтоб отосланы были за Дунай. 3. Чтоб Варнское и соляное дело окончены были немедленно на основании трактата и конвенции, и 4. Объявить, что Закубанцы не перестают делать безпокойств и производить грабежи в наших границах похищением людей и отогнанием скота, и что сие без наказания оставлено быть не может. Вы изъясните им, что Россия терпела их наглости из уважения к Порте, но что оное непрестанными от них безпокойствами уже истощилось". Потемкин просил уверить министерство Порты о желании России сохранить мир, о ненужности для России распространения пределов, после того как присоединение Крыма завершило устроение границ. Булгаков должен был представить туркам доказательства взаимовыгодности дружественных отношений между двумя странами, имеющих большие возможности для расширения торговли друг с другом (РА, 1865. Стб. 408--409).

2 ... Вице--президент Военной Коллегии и три майора гвардии... -- Вице--президентом был граф В. П. Мусин--Пушкин. Среди майоров гвардии могли быть: семеновцы В. И. Левашов и князь В. В. Долгоруков, преображенцы Н. А. Татищев и князь С. Ф. Голицын, измайловец И. И. Арбенев, конногвардеец И. И. Михельсон.

3 (1758--1803) -- дальний родственник Потемкина, сменивший фаворита А. П. Ермолова. Из генеральс-адъютантов князя был взят во флигель-адъютанты императрицы с чином полковника. Впоследствии действительный камергер, генерал-адъютант, граф. Екатерина была очень привязана к Мамонову и тяжело пережила его измену (см. письмо No 969 и примеч. к нему).

Раздел сайта: