Приглашаем посетить сайт
Кулинария (cook-lib.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 17 мая 1784 г.

708. Екатерина II -- Г. А. Потемкину 

Майя 17 ч., 1784

Письмо твое, друг мой сердечный, из Кременчуга я получила1. Радуюсь, что местами язва пресеклась, и надеюсь, что добрыми твоими распоряжениями вовсе и в Херсоне пресечена будет. Из Англии и из Дании столь много и обстоятельных известий приходят о почти на сумасшествие похожих предприятиях Короля Шведского на Норвегию и самого города Копенгагена, что об оном, уже не оплошая, почти сумневаться не можно. Данию же ему атаковать не можно, чтоб с нами дело не иметь. И для того, дабы шалости его скорее унять, приказала я на десять тысяч пехоты и три тысячи конницы, да сорок орудий полевой артиллерии, заготовить генеральному штабу за Невою лагерное место, а провиантский [магазин] -- в Финляндии -- на то число провиант и фураж на целый год, а ты пришли сюда полка два или тысяч до двух казаков Донских.

Датчане готовятся на всякий случай. Морского же вооружения будет столько, что всю Швецию раздавить можно, а имянно: пять кораблей, идущих из Ливорно, три от города Архангельского, да 7 из Кронштадта, а у датчан шесть будут в Зунде. Шведскому посланнику я сказать велела, что слухи таковые носятся и что хотя, кажется, вероятия не стоят, но чтоб оне знали, что на датчан наступать им неудобно, ибо союзники суть России.

Ты видел, что и речи Короля Шведского с Марковым на то похожи были2. Теперь посмотрим, выехавши из Франции, убавит ли дурачества или нет. Чаю, от турок помочи по своему прославленному союзному трактату, которым хвастается, немного ему ожидать.

У нас стужи непрерывные и листы на березах не более серебряной копейки, а липа и дубы и не думают за листы приняться. Великая Княгиня опять беременна и думает в ноябре родить.

Пусть строят в Смоленске суда, а как ехать -- всегда о том расположить можно. Прощай, будь здоров. Приятно мне было слышать, что упражняешься и по земским делам3(фр.).}.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф.

Публикация -- СБРИО. Т. 27. С. 335--336.

1 Письмо твое, друг мой сердечный, из Кременчуга я получила.

2 Ты видел, что и речи Короля Шведского с Марковым на то похожи были. -- Марков (Морков) Аркадий Иванович (1747--1827) -- статский советник, чрезвычайный посланник и полномочный министр в Швеции с 1783 по 1786 г. Выдвинулся в конце царствования Екатерины II, сделавшись доверенным лицом фаворита Платона Зубова. Сумел оттеснить от дел Безбородко. Был активным сторонником окончательного раздела Польши. Впоследствии граф, тайный советник. Посол в Париже в 1801--1803 гг. В донесениях Моркова о беседах с Густавом III сообщалось об агрессивных планах короля, вооружавшегося на французские деньги. Россия, связанная с Данией союзным договором, не могла остаться безучастной в случае нападения Густава III на принадлежавшую Дании Норвегию. Французская дипломатия содействовала заключению трактата между Швецией и Турцией, подготовив тем самым главные театры войны против России, начатой нападением Турции в 1787 г.

3 Приятно мне было слышать, что упражняешься и по земским делам. -- (РГВИА, ГИМ ОПИ, РГАДА) сохранилось много документов, свидетельствующих о его разносторонней деятельности по устройству вверенных его управлению губерний. Вот одна из таких записок: "О Таврической области. Для города губернского Симферополя наилутчее место у Акъмечети. Потому что город сей почти в средине земли, довольно имеет воды и лесов и съезд из деревень. И для них удобнее по причине ровного положения" (Черновой автограф. -- Ф. 197. Д. 2. Л. 43).