Приглашаем посетить сайт

Екатерина II - Потемкину Г. А., 16 декабря 1788 г.

906. Екатерина II -- Г. А. Потемкину

За ушки взяв обеими руками, мысленно тебя цалую, друг мой сердечный Князь Григорий Александрович, за присланную с полковником Бауром весть о взятьи Очакова. Все люди вообще чрезвычайно сим щастливым произшествием обрадованы. Я же почитаю, что оно много послужит к генеральной развязке дел. Слава Богу, а тебе хвалу отдаю и весьма тебя благодарю за сие важное для Империи приобретение в теперешних обстоятельствах. С величайшим признанием принимаю рвение и усердие предводимых Вами войск от вышнего до нижних чинов. Жалею весьма о убитых храбрых мужах; болезни и раны раненых мне чувствительны, желаю и Бога молю о излечении их. Всем прошу сказать от меня признание мое и спасибо. Жадно ожидаю от тебя донесения о подробностях, чтоб щедрою рукою воздать кому следует по справедливости. Труды армии в суровую зиму представить себе могу, и для того не в зачет надлежит ей выдать полугодовое жалованье из экстраординарной суммы. Располагай смело армию на зиму в Польше; хотение поляков тем самым скорее паки возьмет естественное свое течение, a une armee de conquerant l'on n'a encore jamais refuse de quartier {победоносной армии никогда не отказывают в квартирах (фр.).}. Теперь мириться гораздо стало ловчее, и никаких не пропущу мер, чтоб скорее к тому достигнуть.

Всем, друг мой сердечный, ты рот закрыл, и сим благополучным случаем доставляется тебе еще способ оказать великодушие слепо и ветренно тебя осуждающим1. Прощай, мой друг, до свидания. Будь здоров и благополучен.

Дек[абря] 16 ч., 1788

Известно тебе, я чаю, что Король Аглинский с ума сошел так совершенно, что четыре человека насилу его держать могут, когда приходит на него rage {раж (фр.).}.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 2. Л. 149--149об.

PC, 1876, сентябрь. С. 23--24.

Боур привез письмо Потемкина с известием о взятии Очакова 15. XII в 7-ом часу вечера. Настоящее письмо написано на другой день.

1 Всем, друг мой сердечный, ты рот закрыл, и сим благополучным случаем доставляется тебе еще способ оказать великодушие слепо и ветренно тебя осуждающим. -- Екатерина была счастлива. Потемкину был пожалован Георгий 1-ой степени, всем войскам половинное жалованье не в зачет. Начались усиленные дипломатические демарши в Варшаве, Берлине и других европейских столицах. Из множества поздравлений Потемкина с победой отметим письмо Румянцева от 18. XII. 1788 г. "Великое дело, что Вы, мой Милостивый Князь и благодетель, совершили и российское оружие и себя вечно прославили, было здесь всеобщим торжеством... Вы покрыли стыдом и безчестием всех нам зломыслящих и тех особливо, кои нередко покушались похищать Ваше право, не уважая ни на какие Ваши к ним благотворения" Вып. IV. С. 354). В письме своему старому начальнику и учителю Потемкин признался: "Я уверен, что Вы по любви и милости Вашей ко мне возьмете участие и для меня, сверх общей пользы. Ей Богу, не могу отдохнуть, устал, как собака" Вып. VII. С. 87).

Раздел сайта: