Приглашаем посетить сайт
Мода (modnaya.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 13 мая 1790 г.

1053. Екатерина II -- Г. А. Потемкину

Друг мой сердечный Князь Григорий Александрович. Мучит меня теперь несказанно, что под Ригою полков не в довольном числе для защищения Лифляндии от прусских и польских набегов, коих теперь почти ежечасно ожидать надлежит по обстоятельству дел. Я надеюсь, что на Ригу без большой Армии предприятье всякое тщетно будет. Корпус прусский сюда назначенный, сказывают, тридцатитысячный. Дезерцию в оном старание приложено будет умножить. Но со всем тем корпус войск в Лифляндии крайне был бы нужен.

Король Шведский мечется повсюду, яко угорелая кошка, и, конечно, истащивает все свои возможности на нынешнее время. Но долго ли сие будет, не ведаю. Только то знаю, что одна Премудрость Божия и Его всесильные чудеса могут всему сему сотворить благой конец. Диспозиция шведского Вел[икого] Адмир[ала] Принца Карла нечайно сама собою в оригинале приплыла к ревельскому берегу с созженного шведами, я чаю, корабля. Как они втрое были сильнее, то хотели наши корабли,-- окружа, корабль за кораблем пленить1, и для того были определены фрегаты, коим пленных кораблей отвести надлежало. Но вместо того Богу угодно было нам отдать шведский корабль, а наши -- все целы. Теперь Кронштадтский флот пошел на соединение с Ревельским2, а я молю Всевышнего, да поможет нам чудесами своими. Когда люди коротки, тогда Бог всесильный оказывает свое могущество.

Любопытна я знать, кто визирем. Здесь вести есть, будто Юсуф--паша, объявитель войны. Странно, что воюющие все хотят, и им нужен мир: шведы же и турки дерутся в угодность врага нашего скрытного, нового европейского диктатора, который вздумал отымать и даровать провинции, как ему угодно3: Лифляндию посулил с Финляндиею шведам, а Галицию -- полякам. Последнее заподлинно, а первое -- моя догадка, ибо Шведский Король писал к Шпанскому министру4, что когда Прусский Король вступит в войну, тогда уже без его согласия ему нельзя мириться. Да и теперь ни на единый пункт, Шпанским министром предложенный, не соглашается, а требует многое себе по-прежнему.

Пришли, пожалуй, скорее известие, где и как войски расположены для выполнения твоего плана. Такожде о Кречетникове. Христос ведает, где он. В Украине доныне его нету. Прощай, мой друг, будь здоров и уведоми меня почаще.

Твоему Кавалерг[ардскому] корнету непрерывно ни единой минуты продолжаю да[ва]ть самый лучий аттестат.

Майя 13 ч., 1790

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 2. Л. 230--231.

Публикация -- PC, 1876, ноябрь. С. 413--414.

1 Как они втрое были сильнее, то хотели наши корабли, окружа, корабль за кораблем пленить. -- 2. V. 1790 шведский флот (26 линейных кораблей и фрегатов) атаковал на Ревельском рейде эскадру адмирала В. Я. Чичагова (10 линейных кораблей и 1 фрегат). Противник стремился не допустить соединения этой эскадры с Кронштадтской, разбить флот по частям и обеспечить действия своей флотилии в финских шхерах. В сражении шведы потеряли корабль и были вынуждены отступить.

2 Теперь Кронштадтский флот пошел на соединение с Ревельским... -- См. письмо No 1057 и примеч. 1 к нему.

3 ... шведы и турки дерутся в угодность врага нашего скрытного, нового европейского диктатора, который вздумал отымать и даровать провинции, как ему угодно... -- Фридрих--Вильгельм II и его дипломаты пытались использовать войну в своих целях и поживиться за счет других.

4 ... не шел на уступки, уповая на прусскую поддержку. Екатерина умалчивает о неудаче отряда гребной флотилии (под командованием капитана бригадирского ранга Слизова), воспользовавшись которой Густав III потребовал сдать Фридрихсгам. "Почти всю ночь не спали, -- отмечает 3. V. 1790 Храповицкий. -- Граф Безбородко плакал".

Раздел сайта: