Приглашаем посетить сайт
Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 10 октября 1788 г.

896. Екатерина II -- Г. А. Потемкину

Друг мой сердечный Князь Григорий Александрович. Ген[ерал]-Майора Берхмана я приказала определить в мой полк на место умершего Уварова. Ты в письмах твоих говоришь еще о вооружении фрегатов, а у нас снег выпал четвертый уже день наравне с набережными перилами, да морозы пятиградусные, а как с семью градусами река мерзнет, то я уже послала повеление, чтоб флот вошел в порты. Все же Адмирал Грейг при смерти: был болен горячкою, а без него не думаю, чтоб что быть могло очень знаменитое на нынешнее время1. До днесь шведский флот, как парусный, так и гребной, заперт в Свеаборге и в шхерах. Сам же Король ездил в Далекарлию и там из мужиков набрал два полка, на что мужики согласились с уговором, чтоб оных из Далекарлии не выводить. Оттуда Король теперь, сказывают, на обратном пути. Он писал ко всем дворам, чтоб ему доставили мир: всякому двору обещал нераздельно миротворчество seuf {одно (фр.).}.

Весьма жаль, что визирь бьет и гонит цесарцев. Они с турками воевать, повидимому, не умеют.

За добрый аттестат: "Pour les merites non pas naissants mais innes" {"Достоинствам не рождающимся, а врожденным" (фр.).} я тебя от всего сердца благодарю. Что шпага и блюдо до тебя дошли, усматриваю из письма твоего от 29 сентября. О верности же твоей и привязанности ко мне нимало не сумневаюсь.

Гр[аф] Румянцев по письмам его в сорока верстах был от Рябой Могилы, когда Хотин сдался. Мои мысли суть, чтоб Кобурх шел в Валахию, где он и Темешварскому Банату зделает тем самым помощь, а Фельдм[аршал] Рум[янцев] тогда в Молдавии будет иметь свободные руки расположиться, как делам полезнее, сносясь с тобою. О сем походе Пр[инца] Кобурхского Вы б Линю писать велели, а здесь послу также говорено будет.

Что Адмиралтейством построенные фрегаты дурны, о том сожалительно; но при том вспомнить надлежит правила Адмирала Нольса2, который говаривал, что судно без крайности разломать не должно, а поправить можно, и что на всех верфях всегда много есть охотников к ломке судов, понеже при ломке много барышей ломателям, а флоту ущерб -- одним судном меньше.

Что больных много, о том очень жалею. Дай Боже, чтоб твои крейсеры уцелели. Ради Бога, помогите советами цесарцам, ведь Линь напишет, что Вы ему говорить будете. Желаю тебе всякого благого успеха.

Цесарь принял предложение Короля Шведского с пренебрежением и, сколько известно, оставил без ответа. Шведская нация поныне еще весьма слабо оказывается и упражняется в тихом роптании.

Константину не быть на севере. Естьли быть не может на полудне, то остаться ему, где ныне. Константин со шведами не единого закона, не единого языка. Все же тамо три брата, да и сын. Сей с матерью нам бы был всего полезнее, а Константина никак туда не дам3, да и в том нет ни малейшей возможности.

Липецкие заводы приказано возобновить. Драгунский, гусарский и казачий полки формируют, как ты представил. Прощай, мой друг любезный, будь здоров, щастлив и благополучен.

Окт[ября] 10 ч., 1788 г.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 2. Л. 58--59.

Публикация -- PC, 1876, август. С. 585--586.

1 Все же Адмирал Грейг при смерти: был болен горячкою, а без него не думаю, чтоб что быть могло очень знаменитое на нынешнее время. -- Роджерсона (как и Грейг, шотландца) и приказала флагманскому кораблю "Ростислав" идти в Ревель.

2... вспомнить надлежит правила Адмирала Нольса... В ответ на сообщение Потемкина (по рапорту Войновича) о плохо построенных Адмиралтейством таганрогских фрегатах, Екатерина напомнила правила английского адмирала Чарлза Ноульса, служившего в России с 1770 по 1774 г. Назначенный на должность генерал-интенданта флота Ноульс много сделал для улучшения постройки судов и их вооружения.

3 Ответ на предложение Потемкина (письмо No 894). После совершеннолетия Густава IV Адольфа (1778--1837) Екатерина намеревалась выдать за него свою внучку великую княгиню Александру Павловну (1783--1801). Обручение не состоялось из-за неожиданно заявленного шведами требования о перемене невестой веры. Этот удар ускорил кончину императрицы, мечтавшей утвердить своего внука Константина на троне восстановленной Греческой империи.

Раздел сайта: