Приглашаем посетить сайт
Гнедич (gnedich.lit-info.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 1 мая 1788 г.

851. Екатерина II -- Г. А. Потемкину

Друг мой любезный Князь Григорий Александрович. Сожалею, что ты простудился и от того почти оглох. Прошу вспомнить, что твое здоровье мне нужно, и мои увещания, чтоб иметь о себе всякое попечение. Я вчерашний день из города сюда переселилась, понеже день был теплый, а к вечеру у нас слышен был издали гром. Сегодня год, как я была в Кременчуге.

Пауль Жонес приехал сюда и дни чрез два или три поедет к вам. Он ищет переводчика, которого дать ему приказала1. Он охотою к нашей службе пылает. Он мне говорил, что для нашего флота полезно бы было иметь Синоп, либо гавань на той стороне, ради случиться могущих бурь. Я на сие ничего не отвечала, чтоб тебе ничем руки не связать, а ты расположишь к лутчему.

Теперь ожидать буду от тебя писем и известий о предприемлемых действиях и в чем вы с Фельдм[аршалом] Румянцевым условитесь.

Александра Матвеевича я зделала шефом Казанского кирасирского полка, и полковникам разменяться приказано. Такожде о Браницком к тебе рескрипт подписан2.

Прощай, мой друг, будь здоров.

Царское Село. Майя 1 число 1788

Примечания

РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 2. Л. 96--96об.

Публикация -- PC, 1876, июль. С. 458.

1 -- Храповицкий записал в Дневнике под 24 апреля: "Получено известие, что 20-го числа выехал из Ревеля Павел Жонес. Он вступает в нашу службу: "Он проберется в Константинополь". (Последние слова принадлежат императрице.) 25. IV Джонс был представлен Екатерине. "Он весьма Государыне понравился, имеет вход в Эрмитаж и, кроме англичан, крайне его ненавидящих, принят здесь всеми отменно хорошо, -- сообщает Гарновский Попову. -- Может быть, из угождения единого к двору, а может быть, и из почтения к его особе" (PC, 1876, Т. XVI. С. 7). Джонс был очарован оказанным ему приемом, вручил императрице экземпляр американской конституции и готовился к отъезду на юг, преисполненный самых радужных надежд.

2 Александа Матвеевича я зделала шефом Казанского кирасирского полка... Такожде о Браницком к тебе рескрипт подписан. -- Фаворит A. M. Дмитриев-Мамонов, горячо защищавший интересы Потемкина перед императрицей, вскоре был возведен в графское достоинство Священной Римской Империи. Его письма Потемкину большей частью не разысканы. 1. V. 1788 г. он писал Попову о своей непоколебимой дружбе, прибавив: "Князю написал слехка свое неудовольствие за то, что он так мало себя бережет; но теперь настает такое время, что ни мои, ни чьи советы не помогут. Остается только нам просить Бога, чтобы он сохранил Ево здоровым и все начатое кончил благополучно" ф. 609. Д. 164, Л. 21). Рескрипт о Браницком не разыскан. Очевидно, Екатерина дала разрешение принять гетмана на русскую службу.

Раздел сайта: