Приглашаем посетить сайт
Ларри (larri.lit-info.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 1 июля 1790 г.

1061. Екатерина II -- Г. А. Потемкину

Друг мой сердечный Князь Григорий Александрович. Вчерась я ездила в город для приношения Богу благодарения за победу, одержанную при выходе шведского флота из Выборгской бухты. Доднесь никто у нас не ведает, куда девался Король Шведский. Странно, что и из-за границ выходящие дезертиры о сем ничего не ведают, а пленные шведы, на сем сражении взятые, его клянут и проклинают, и дух их даже до того обращен в нашу сторону, что своих не слушали, а наши что велят -- исполняют непрекословно.

Сего утра получила твои письма из Кокотени от 18 и 23 июня. Вижу я из оных, что полномочные из Царяграда после Байрама отправятся1, но берегись, чтоб не проехали мимо тебя в Рейхенбах в Силезию, на мнимый конгресс Короля Прусского, где он старается трактовать и нам законы предписать, либо поставить посреди пяти огней. Союзник, каков ни есть, но без него еще тяжелее быть может, ибо законы принять от Прусского Короля мне не сродно, а России -- еще менее2. Что Кобург плох, сие довольно известно. Не будет нам покоя, пока Прусский Король не будет бит, и надобно необходимо промышлять -- чем.

Теперь, мой друг, сам пишешь, каково тебе безпокойно было, не имев известия от нас. Разсуди сам, каково мне, когда не имею недели по три и по четыре писем от тебя. Я не знаю, как по сю пору силы достало, однако доныне я здорова и жалею очень, что ты жалуе[шь]ся на слабость. Молю Бога да укрепит тя. Что пишешь о своем корнете и его брате, его совершенно успокоит, и он будет весьма благодарен в безпорочности сердца своего, которое без каверзы совершенно. Прости, мой друг любезный, Бог с тобою.

Июля 1 ч., 1790 г.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 2. Л. 237--238.

Публикация -- PC, 1876, ноябрь. С. 419--420.

1 Сего утра получила твои письмы из Кокотени от 18 и 23 июня. Вижу я из оных, что полномочные из Царяграда после Байрама отправятся... "назначен Ибраим Мениб--Эфенди,.. султанский фаворит,., что после Байрама, конечно, полномочные выедут" (со ссылкой на письмо турецкого министра иностранных дел к везиру), (РГВИА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 17. Л. 168--168об.). Но везир, узнав об открытии конгресса в Рейхенбахе, решил выждать его результатов и тянул время. 28. VI в письме к нему Потемкин потребовал возвращения Лашкарева и сообщил о своем приказании находящемуся при нем Капуджи Баше Бекир--аге отправиться восвояси (РГВИА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 18. Л. 77).

2 -- -- Это пишется в часы, когда императрица уже знает о тяжелом поражении флотилии Нассау. "В 3 часа по полуночи, -- записывает 1. VII Храповицкий, -- прискакал Турчанинов, разбудил Графа Безбородко. Таятся и невеселы для того, что 28--го числа Принц Нассау, атаковав Шведов в Роченсальме, потерял прамы, 8 галер, 4 фрегата да и свою голову; к сему случаю прибавила беды буря". 2. VII "Продолжают писать примечания на книгу Радищева, а он, сказывают, препоручен Шешковскому и сидит в крепости". Кажется, ни один из комментаторов и авторов, писавших о судьбе Радищева ("первого, по словам В. И. Ленина, русского революционера"), не удосужился обратить внимания на такой очевидный факт, как гром вражеских орудий в непосредственной близости от Петербурга. Выпуск в свет анонимно книги, призывающей к истреблению правящего класса -- дворянства, был не столько актом гражданского мужества мыслителя--идеалиста, сколько актом предательства. 7. VII Храповицкий записывает в "Дневнике": "Примечания на книгу Радищева посланы к Шешковскому. Сказывать изволила, что он бунтовщик, хуже Пугачева..." См. ответ Потемкина на слова Екатерины о союзниках в письме No 1064.

Раздел сайта: