Приглашаем посетить сайт
Державин (derzhavin.lit-info.ru)

Роганова О. Л.: Комедии Екатерины великой "Обманщик", "Обольщенный", "Шаман сибирский" в контексте истории русского масонства XVIII века

Комедии Екатерины великой «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман сибирский» в контексте истории русского масонства XVIII века

К жанру комедии императрица Екатерина Великая обратилась через 7 лет после воцарения, в 1769 г., последняя комедия была написана ею в 1786 г. Таким образом, в течение 17 лет продолжалась драматургическая деятельность императрицы, которая стремилась своими комедиями «поднять национальный театр».

Написанные Екатериной Великой комедии условно подразделяются на две группы: 1) «комедии нравов», 2) комедии против «сумасбродства» масонов. Созданные в духе и по образцу современных ей французских комедий, «комедии нравов», такие как «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Вот каково иметь корзину и белье», «Передняя знатного боярина», «Невеста-невидимка», «Госпожа Вестникова с семьею», «Расстроенная семья осторожками и подозрениями» и др., представили вниманию российского читателя и зрителя галерею слуг и господ.

Выведя в своих комедиях на осмеяние чисто русские общественные пороки и создав яркие русские типы, Екатерина Великая разрабатывала такие темы как дурное воспитание и ханжество, суеверия и погоня за европейской модой. Скупая, бессердечная Ханжахина и суеверная сплетница Вестникова несли с собой приметы времени, стали нарицательными в русском обществе. Назидание, поучение подается в этих комедиях в «улыбательном духе», легко и остроумно, в противопоставлении со «скукой».

Ознакомившись с огромным количеством масонских произведений и найдя в них сплошное «сумасбродство», Екатерина, «чуждая мистики, обладая умом ясным и рациональным», сразу же отвергает широко распространявшееся в то время в России масонство и обращается к старому средству для борьбы с ним — к сатире, посвятив этой теме три комедии: 1) «Обманщик», 2) «Обольщенный», 3) «Шаман Сибирский» (1785 – 1786).

Появлению этих трех комедий предшествовал целый ряд «неприятностей», связанных с именем Н. И. Новикова: а) «Сокращенный катехизис» и «Руководство к чистописанию», перепечатанные Новиковым в своей московской типографии в 1784 г.; б) «История ордена иезуитов», напечатанная Новиковым в том же году в одном из своих «Прибавлений» к «Московским Ведомостям»; 3) выступления графа Брюса против «Дружеского общества» в 1785 г.; 4) учение масонского ордена иллюминатов в Европе и запрещение его деятельности указом в августе 1785 г. Карлом Теодором; 5) московские масоны — «мартинисты» и обвинения их в иллюминатстве; 6) два Указа императрицы в октябре 1785 г., отправленные в Москву — графу Брюсу и архиепископу Платону с целью произвести осмотр всех имеющихся в Москве школ, пансионов, частных школ и узнавания ответа на вопрос, верно ли преподается в них Закон Божий. При этом указы предписывали обратить особое внимание на то, «чтобы тут всякое суеверие, развращение и соблазн терпимы не были», чтобы употреблялись лишь книги, изданные Комиссией по народному, образованию, а учителя были выбраны «по полным одобрениям в их нравах и образе мыслей»; 7) два Указа Екатерины Великой в декабре 1785 г. тем же официальным лицам, в которых предписывалось сделать опись книгам, изданным Новиковым, а также испытать его самого в Законе Божием: «не скрывается ли … умствований, не сходных с простыми и чистыми правилами веры православной и гражданской должности» (рассмотрению подверглось 461 сочинение).

Первая «комедия против масонства» написана Екатериной Великой в январе 1786 г. и сразу поставлена на сцене Петербургского эрмитажного театра — «Обманщик», комедия в пяти действиях.

Главным героем этой комедии становится один из многочисленных тогдашних «магов», «волшебников» и шарлатанов граф Калиостро, побывавший в столице в 1780 г. и восстановивший императрицу еще сильнее против масонов, по мнению некоторых исследователей. Обманщик по имени Калифалкжерстон вводит в заблуждение семейство Самблиных своими «способностями», как лекарскими, так и философскими, ораторскими и др. Желая продемонстрировать свои таланты, Калифалкжерстон поражает хозяина (Самблина) и гостей (Додина и Кваркова) своим «рецептом» оживления хозяйки (Самблиной), которой вдруг становится плохо: «Надобно теперь больную поднять со стула; господин Кварков, подите с правой стороны, подымите ее руку и держите ее ближе к губам, а вы, господин Додин, подите с левой стороны, поведите ее на те кресла, а мы вам поможем» (Действие 2, сцена 3). Хозяйка перестает кричать, охать и все команды и «диковины» Калифалкушки выполняет беспрекословно, приводя всех присутствующих в изумление.

«…они суть важны, кратки и ясны, влекомы из внутренности сердца моего убедительною просьбою вашею. От них зависит красота и здоровье госпожи Самблиной. Удивление ваше я предвижу! Когда узнаете, что жених дочери ее должен быть составлен из семи коренных цветов» (Действие 3, сцена 2), а также надеяться и ждать рождения нового месяца и богатства неисчерпаемого, которое варится вот уже три месяца в котле господина Самблина.

В последнем действии у обманщика, который «вздумал паки притвориться, будто беседует с невидимкой, в карманах нашли не только складень хозяйки, но и множество драгоценностей, принадлежавших обманутым им знакомым. В заключительной седьмой сцене устами хозяина Самблина и жениха дочери Додина императрица-писательница рекомендует рассматривать данный пример «в осторожность» и «на размышление»: «Разумен тот из нас, кто не всегда по моде следует предубеждению. Буде кто со мною в сем согласен, прошу изъявить мне сие как-нибудь…»

Вторая комедия против масонства — «Обольщенный» написана в 1785 г. и поставлена вслед за первой в эрмитажном и публичном петербургских театрах в феврале 1786 г. В речах Бритягина, брата Радотовой жены, автор формулирует свое отношение и к необходимости соблюдения единых правил жизни («Колико отдаляется от принятых уже повсюду правил, толико приближается он к колобродному воображению» — Действие 1, сцена 1), и к необходимости «отвратить, колико можно», мысли главного героя Радотова-обольщенного от «принятых предубеждений» (Действие 1, сцена 3), и предостеречь его от нового образа мыслей, который «истребляет» «равномерно естественные связи и рожденные с человеком чувства» (Действие 1, сцена 6), и к необходимости благодарить провидение, «что живем в такое время, где кроткие способы избираются ко исправлению» (Действие 5, сцена 15).

Третья комедия — «Шаман Сибирский», написанная в июле 1786 г., показывает отношение автора к масонам как к шаманам, о чем читателю и зрителю говорит Кромов, брат Бобиной жены, в заключении пьесы: «Вы, однако, сходствуете с шаманами: вы и они, следуя мнимым правилам, обманываете сначала сами себя, а потом и тех, кои вам подают веру» (Действие 5, явление 10).

Особого внимания заслуживает вопрос относительно уточнения датировки написания и постановки каждой комедии, поскольку есть разночтения.

«громадный успех и на сцене, и в продаже, когда оне вышли в печати. Кроме того, оне вызвали своим появлением в Петербурге массу сатир, эпиграмм и статей, направленных против того же предмета» (С. Е. Усова), против масонства. Иной прием был оказан комедиям в Москве, где они и на сцене играны не были и не нашли никакого отклика в московской журналистике.

и помощи ее секретаря Храповицкого. Тем не менее, многочисленные труды императрицы — исторические пьесы, аллегорические сказки, журнальные сатирические и полемические статьи, комедии, народные песни и др. — подтверждают неординарность ее фигуры в истории отечественной словесности и требуют от современных исследователей всесторонней и объективной оценки.

Раздел сайта: