Приглашаем посетить сайт
Техника (find-info.ru)

Гуськов Н. А.: К проблеме жанрового своеобразия комедий императрицы Екатерины II (цикл 1772 г.)

К проблеме жанрового своеобразия комедий императрицы Екатерины II (цикл 1772 г.)

Исследователей творчества Екатерины II от А. Н. Пыпина до П. Н. Беркова и современных ученых привлекали преимущественно проблемы авторства, текстологии, политической направленности и идейного содержания ее сочинений. Важность всех этих вопросов не позволяет, однако, отказаться от изучения поэтики комедий писательницы, поскольку их место в литературном процессе и влияние на развитие театра XVIII в. весьма значительно.

Своеобразие эволюции екатерининской драматургии в том, что произведения императрицы хотя возникали и эпизодически, но создавались целыми группами. Неоднократность появления таких групп пьес позволяет говорить о сознательной авторской циклизации. При этом здесь следует не только устанавливать связь с политической ситуацией, побуждающей к написанию текстов, объединенных между собой лишь тематически, но и усматривать определенный художественный замысел. Драматургическое творчество Екатерины II начинается с цикла 1772 г., на рассмотрении жанрового своеобразия которого и предлагается остановиться подробнее.

Цикл 1772 г. составляют пять пьес («О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьей», «Невеста-невидимка»), которые объединены между собой прежде всего рядом внешних признаков: 1) общий вымышленный автор; 2) общие вымышленные место и время создания (Ярославль, во время московской чумы); 3) общая героиня в «О, время!» и «Госпожа Вестникова с семьей» и упоминание в «Именинах госпожи Ворчалкиной» о постановке комедии «О, время!» и ее героях; 4) общие темы и объекты сатиры; 5) дидактическая направленность; 6) злободневность.

цикла «неизвестного автора» — попытка дать образец русской национальной идеологически насыщенной комедии, необходимость появления которой была осознана многими драматургами. Екатерина II умело использует многие художественные приемы своих предшественников: говорящие имена, введенные Лукиным, разработанный Сумароковым стилистический контраст речи положительных и отрицательных героев, нравописательные принципы фонвизинского «Бригадира» и пр.

Однако в целом цикл 1772 г. по своим эстетическим и идейным установкам противостоит всем предшествовавшим опытам создания русской просветительской комедии. Позиция писательницы компромиссна. Она отказывается и от карикатуры, сарказма, и от прямолинейной морализации, основной формой комического становится юмор. И Лукин, и Сумароков стремились обличать порок: первый — в лице абстрактных типов, второй — подыскивая для каждого порока прототип в жизни. Метод Екатерины II можно назвать индуктивным: она направляет свои пьесы против конкретных лиц и общественных групп, но обобщает их образы до типов. Так, объектом сатиры является «дворянская Фронда» (термин Г. А. Гуковского), Мерсье де ла Ривьер и пр., в пьесах же это все, недовольные существующим разумным порядком, стремящиеся заменить его на иной, неразумный, а конкретно — одержимые предрассудками, прожектерством, сплетнями, бездумным подражанием иноземному и пр. Различие методов во многом связано с ориентацией на зрителей: писатели Елагинского кружка действовали, как проповедники для широкой публики, поэты «дворянской Фронды» писали от лица избранной части общества преимущественно для нее же, императрица не просто решала свои политические задачи, но одновременно создавала сочинения, которые могли бы воспитывать любого из ее подданных, даже мало знакомого с общественной борьбой, и заинтересовать западных философов-просветителей.

Идеологическая позиция Екатерины II также оказалась компромиссной. Если драматургия Лукина проповедует индивидуалистическое самоутверждение личности, а Сумароков и Херасков, наоборот, всячески его обличают, то в комедиях императрицы проводится мысль о полезности и необходимости самоутверждения, если оно не противоречит и не вредит существующему порядку вещей. Здесь обнаруживается связь екатерининских взглядов с геллертовским вариантом идеи «разумного эгоизма». Но и у Екатерины II дидактическая цель оставалась главной в ее творчестве, что сближает ее с предшествовавшими драматургами.

«полуотрицательные» (Гремухин, Варчков), «мнимоположительные» (Молокососов). Большинство отрицательных героев способно к исправлению, а положительные — к опрометчивым поступкам. При этом двигателями действия чаще оказываются не основные объекты сатиры, а резонеры.

В комедиях обнаруживается смещение от драматического типа построения фабулы к эпическому. Это проявляется в расширении экспозиции (половина текста), обилии отступлений, не связанных с развитием действия сцен, в преобладании описательных характеристик героев от третьего лица над проявлениями характеров в речах и поступках. Сюжетный план не является источником тематического, а наоборот: интрига, являясь в пьесе лишь фрагментом картины нравов, относится к последней, как часть к целому. Фабула оттесняется на второстепенный план.

— мораль, а до того — иллюстрирующая ее сюжетная часть с многочисленными отступлениями и пояснениями. Здесь можно усматривать влияние Готшеда и Геллерта (автора источника «О, время!»), не различавших басенную и драматическую композицию.

Форма цикла необходима была Екатерине II для применения своих творческих принципов к различным жанровым разновидностям комедии: анекдотической пьесе с элементами фарса, построенной на забавной ошибке («Госпожа Вестникова…»), comйdie a tiroir, («Передняя знатного боярина»), комедии характеров, переходящей в комедию нравов («О, время!»), бытовой пьесе с развитым сюжетом, насыщенной пафосом комизма («Именины…»), бытовой комедии интриги («Невеста-невидимка»). Не исключено, что цикл не был завершен, так как «Невеста-невидимка» не доработана и в издании была заменена «Вопросителем». За рядом пьес (трехактной — пятиактной — двумя одноактными — пятиактной) могли следовать и новые, трансформирующие иные комедийные формы. Первые три пьесы преимущественно политического, следующие две — частного характера. Не была ли задумана трехактная комедия из частной жизни? Трудно сказать. Другие задачи прервали драматургическую деятельность императрицы на значительный срок. Следующий цикл пьес связан уже с другой литературной эпохой.