Приглашаем посетить сайт
Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Володин О. В.: Екатерина II и Петришуле

Екатерина II и Петришуле.

Из истории школы Св. Петра в XVIII в.

При императрице Екатерине II Петербург приобретает черты европейской столицы. Создаются новые учебные заведения. Просвещенный разум, как идеал «великого века», должен был стать подлинной основой бытия. Поэтому образовательным заведениям оказывается особое внимание.

При евангелическо-лютеранской церкви Св. Петра с первых годов XVIII в. существовала небольшая школа. В 1760 г. на место пастора церкви и одновременно директора школы пригласили профессора богословия и философии из Геттингенского университета Антона Фридриха Бюшинга. Жизнь этого человека, историка и педагога, основателя экономической географии оказалась во многом связанной с Петришуле. Бюшинг активно занялся преобразованиями приходской школы. Была введена новая программа, в которую входили, помимо арифметики и письма, русский, французский и латынь, рисование, пение и игра на клавире. Преподавались естествознание, логика, психология.

Воспитанники школы всегда занимали почетные места во всех слоях общества. Школа обратила на себя внимание самой императрицы. В 1764 г. Екатерина II издала специальный указ, благодаря которому:

1. Община Св. Петра получала право самоуправления во всех хозяйственных делах (в том числе и по школе). Был положен предел любым посягательствам на имущество.

2. Здания, принадлежащие церкви, освобождались от полицейских налогов и тягостей (постоя войск).

3. Община приобрела независимость устава и управления. Указ обеспечивал должное и необходимое влияние на руководство школьным устройством, возникла школьная коллегия - в XIX в. Дирекция училищ Св. Петра.

Следует заметить, что привилегия 1764 г. до конца существования школы Св. Петра неоднократно защищала ее как от униформистской политики, так и от педагогических экспериментов, на которые когда-либо решались ее деятели. Таким образом, традиции Просвещения сохранялись там вплоть до упразднения устава Петришуле в 1918 г.

Екатерина II покровительствовала доктору Бюшингу, что хорошо видно и из конфликта директора школы и консервативно настроенного приходского совета. Фельдмаршал Миних предъявил претензии Бюшингу и школьной администрации в перерасходе денег, что не соответствовало действительности. Когда под давлением совета Антону Фридриху Бюшингу пришлось расстаться с горячо любимой школой, Екатерина приняла его и просила не уезжать из Петербурга в Германию. Но Бюшинг все-таки уехал в 1765 г.

Школа Св. Петра считала подлинной датой своего основания 1764 г., когда «всемилостивейшая грамота» (указ) утвердила «училище иностранных языков, наук и художеств». Позднее, в 1783 г. последовал именной указ «О бытии учрежденному в Санктпетербурге при Евангелической церкви Св. Петра училищу главным народным училищем, нормальным для употребляющих Немецкий язык и об учреждении при оном особой дирекции или управы над всеми учреждениями Немецкого языка». Этот указ , однако, остался на бумаге, так как каждой немецкой школе хотелось иметь свой устав. Если учитывать особенности лютеранской культуры, где принцип личного откровения необыкновенно важен и в то же время сохраняется целостность церкви, то это понятно.

доска со следующими словами: «И посети вертоград сей, его же насади десница Ея». Доска эта, к сожалению, не сохранилась даже до XIX в. из-за частых реконструкций здания школы.

Эпоха Екатерины II оставила глубокий след в жизни российского лютеранства. До наших дней дошли посвящения кирх в честь Св. Екатерины, здания этих церквей и евангелических школ. Все это свидетельствует об уважении российских лютеран к императрице-просветительнице.

Раздел сайта: