Приглашаем посетить сайт

Смольянинова Т. Е.: Эрмитажный салон Екатерины II

Эрмитажный салон Екатерины II

Проблема русского салона XVIII в. — одна из неисследованных в культурологии. Перспективы ее изучения в современных условиях связаны, с одной стороны, с ломкой старых подходов и устоявшихся стереотипов, происходящей переоценкой ценностей, а с другой — с расширением и углублением источниковой базы, включая мемуаристику XVIII в. и иностранную литературу. Нами используется один из аспектов этой большой проблемы, делается попытка показать некоторые особенности формирования салона в России на примере самого крупного из них — салона Екатерины II, основываясь, главным образом, на русской и французской мемуаристике и эпистолярном наследии.

Расцвет русской феодальной монархии и растущий в ее недрах буржуазный уклад обусловили в России распространение концепции «просвещенного абсолютизма» и идей французского Просвещения, которое затронуло в основном элитарные слои русского общества, преимущественно просвещенное дворянство, и обеспечило взлет светской культуры, неотъемлемой частью которой является салон.

Как свидетельствует анализ мемуаров французских дипломатов, русских вельмож и камер-фрейлин Екатерины II, Эрмитажный салон объединил узкий круг придворных из близкого окружения Екатерины II — от Е. Р. Дашковой, А. С. Строганова до французских дипломатов графов Сегюра и Корберона. Характер жизни светской знати, связанный со светским времяпрепровождением и увлеченностью французской культурой эпохи Просвещения, определил сущность екатерининского салона.

Дифференциация интересов посетителей в Эрмитажном салоне, сложившаяся в зависимости от структуры салона, включающей Большое, Среднее и Малое собрание, наложила определенный отпечаток на его состав. Если на Большом салонном собрании, возглавляемом Екатериной II, как правило, обсуждались вопросы политики, государственной сферы, реже культуры и потому состав приглашенных был представлен преимущественно придворными министрами, дипломатами, избранной знатью, то на Среднем салонном собрании обсуждались, главным образом, вопросы светской и культурной жизни. В нем, помимо именитых просвещенных дворян, принимали участие специально приглашенные гости из мира литературы и искусства, философы.

В отличие от первых двух собраний, Малое салонное собрание носило исключительно развлекательный характер. В нем отсутствовал светский этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы, как то: шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, а также организация спектаклей в Эрмитажном театре, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона. В Малом салоне Эрмитажа нередко происходило прослушивание, а в отдельных случаях обсуждение произведений французских и немецких композиторов, ставших популярными среди екатерининских вельмож.

Однако несмотря на трехчастность салона, где каждое из собраний, казалось бы, имело свое самостоятельное значение, они были объединены идеологией «просвещенного абсолютизма» и века Просвещения.

Екатерина II, укрепляя свою неограниченную власть, пыталась преобразовать с помощью новых идей феодальное российское общество. Идеология «придворного просвещения» служила этой цели. Идеи французских энциклопедистов о решающей роли разума в познании и переустройстве мира, о том, что истинное Просвещение должно развивать не только ум, но и воспитывать добронравие, чрезвычайно импонировали русскому дворянству во главе с Екатериной II. Эти идеи широко распространились в русском придворном быту, найдя наибольшее распространение в салоне Екатерины II и ее ближайших сподвижников.

В беседах с Дидро, происходивших в Эрмитажном салоне, как и в дискуссиях с Вольтером, Екатерину II особенно привлекали идеи о просвещенном государе, который сможет обеспечить всеобщее благоденствие и процветание. Однако это не мешало Дидро в то же время, опираясь на теорию общественного договора, отрицать божественное происхождение королевской власти.

Концепция Дидро, обсуждавшаяся с Екатериной II в ее салоне, а также идеи, заимствованные из переписки с Монтескье, находят затем определенное воплощение в «идеологии просвещенной монархини». Заимствовав у французских философов идею об «общем благе», от которого зависит правильное воспитание личности в духе законов и нравственных идеалов христианства, а также идею разделения властей как гаранта политической свободы человека, Екатерина II в контексте просветительских идей пыталась теоретически обосновать самодержавие. Подобные идеи неоднократно высказывались ею в салоне, а в последствии получили законченное выражение в ее известном «Наказе».

Обширная переписка Екатерины II с французскими философами, личные ее контакты с ними, в частности, с Дидро, свидетельствуют о том, что Екатерина II имела своей целью продемонстрировать всему европейскому миру идеал просвещенной монархини. Тем не менее, «идеология придворного просвещения», при всей привлекательности идей о деятельности «просвещенного монарха на троне», на самом деле, не могла затронуть основ существующих порядков в России. Крепостничество и абсолютизм оставались незыблемыми.

Наступившая французская революция коренным образом изменила отношение Екатерины II к французским философам, идеология которых была направлена, как известно, в своей основе против деспотических форм правления и феодально-клерикального мировоззрения. Поэтому Екатерина II отказалась от идей энциклопедистов, и этим должно было логически завершиться дворцовое просветительство. Однако, интерес к Франции и французской культуре постоянно поддерживался русским дворянством, даже самой Екатериной II. Салон Эрмитажа, достигший расцвета во время увлеченности Екатерины II и ее придворными культурой Просвещения, а также Эрмитажный театр, в котором ставились французские пьесы, специально сочиненные для него Екатериной II, продолжали существовать и после французской революции.

Нами выявлено, что в продолжение всего существования Эрмитажного салона Екатерина II была непосредственным организатором и участницей всех его собраний. Несмотря на приверженность западноевропейской культуре и моде, в особенности французской, она появлялась в своем салоне в русском платье, этим желая показать своим придворным позитивное отношение к русскому быту и обычаям.

Анализ многочисленных мемуарных источников показывает, что быт Эрмитажного салона в начале своего формирования и в особенности в период расцвета создавал особую поэтику светского поведения, ориентированную на обязательные занятия литературой, искусством, любительским театром, распространение элегантной лирики французских романсов. Чтение новых стихов французских и русских авторов, написанных в стиле классицизма, регулярные переводы с французского, постоянный обмен мнениями по вопросам французской и русской культуры развивали вкусы и формы творческой полемики дворянства в Эрмитажном салоне.

интеллектуально-светского сообщества. В нем собирались с целью светского времяпрепровождения, общения и развития интереса к светскому образу жизни и французской культуре.

культуры является салон. В результате, два разных понятия «салон» и «эрмитаж», французского происхождения, заключая в себе разный смысл, обретают в одних стенах некую единую сущность.

Эрмитажный салон Екатерины II явился составной частью ее политики в отношении приобщения русского дворянства к веку Просвещения, к новой западноевропейской культуре, что, в конечном итоге, привело к широкому распространению салонов как очагов духовной культуры в дворянской среде.

Раздел сайта: