Приглашаем посетить сайт |
Мережковский (merezhkovskiy.lit-info.ru)
|
Античная культура в контексте русской культуры эпохи Екатерины Великой
Античная культура во всех ее проявлениях (литература, философия, скульптура, декоративно-прикладное искусство) занимала значительное место в развитии российского Просвещения а эпоху правления Екатерина II. Это явление может быть понято будучи соотнесено с главными тенденциями реформаторской и преобразовательной деятельности, осуществляемой императрицей. Екатерина II по праву считала себя и была прямой наследницей Петровских преобразований, величия и дел Петровых. В «Наказе», составленном ею, в противовес устаревшему Уложению Алексея Михайловича, подчеркивалось, что «Россия есть европейская держава», что необходимо преобразовать нравы, с которыми жила древняя Россия, утвердить в стране общеевропейские начала. Такая тенденция, проявившаяся в первый период царствования Екатерины, способствовала модернизации России, укреплению ее мирового авторитета. Содержание этого процесса европеизации, как продолжение петровских начинаний, соответствовало идеям Просвещения — Монтескье, Вольтера, Дидро.
Составной частью этого процесса являлся значительно возросший интерес к античной культуре, как основе всей европейской цивилизации. Следует отметить, что этот интерес в эпоху Екатерины не был внезапным, одномоментным. В нем проявились и углубились те тенденции интереса античной культуре, которые складывались в предшествующие периоды, особенно со второй половины XVIII века, время, которое можно рассматривать как начало русского Просвещения (или «предпросвещения» по мнению ряда авторов).
Об этом свидетельствует, проявившаяся еще рано — в сочинениях кн. А. Курбского — глубокое прочтение и комментирование сочинений Аристотеля, основательное изучение в Киево-Могилянской Академии (Стефан Яворский, Феофан Прокопович) сочинений Аристотеля и других античных философов.
«Ученой дружины» петровских времен и Ломоносов, о котором Радищев писал как о «согражданине Афин и Рима», что было высшей оценкой.
Аналогичные оценки, но уже применительно не к отдельному человеку, а к Петербургу екатерининских времен, высказывались видными литераторами того времени: А. Сумароков «Петербург — Рим на Севере», В. Тредиаковский «Петербург — равен знаменитым городам античности».
Интерес к античности окрашивал все сферы деятельности Екатерины Великой и многих ее приближенных — вплоть до исторического обрамления внешней политики (русско-турецкая война, освобождение Крыма от турок рассматривались как этап возрождения греческих начал в Европе).
Об этом интересе свидетельствует также основание в 1784 году Севастополя, получившего имя, напоминающее об античных корнях (polis — город, sebaste — греческий перевод титула императора Августа), применительно к императрице; интенсивные археологические раскопки в Крыму и на всем черноморском побережье, где были расположены греческие колонии. Адмирал Спиридонов подарил в 1774 г. Академии художеств «Головы и рельефы», собранные его командой на греческих островах. По указанию Екатерины на Камероновой галерее было установлено более 150 бронзовых скульптурных портретов прославленных людей античного мира, на основании форм, присланных гр. И. Шуваловым из Рима. К этому же периоду относится покупка Екатериной коллекции античных скульптур Лайза Брауна и геммы герцога Луи Филиппа Орлеанского.
При обсуждении проектов памятников Петру Первому учитывался опыт античных мастеров, в том числе копий статуи римского императора Марка Аврелия, но этот опыт не воспринимался безоговорочно. Так, Екатерина не пожелала видеть копии «Стоика на троне».
«Венера», «Весталки», «Амур и Психея», работы Ж. Д. Рашетти в жанре фарфоровой пластики — восемь аллегорических фигур, камерные сервизы в стиле «Деженкё», напоминавшие об Аркадии — золотом веке античности). В екатерининскую эпоху начинается основательное изучение античности в учебных и научных центрах. По поручению Екатерины Маттей — профессор Московского университета и Симеон Милославский — Киевский митрополит — осуществили описание латинских манускриптов в московских библиотеках. Это была самая крупная акция по возрождению латинской словесности со времен итальянского Ренессанса. Были подготовлены два учебника «Антология греческой литературы» (1773 г.) и «Латинский синтаксис» (1780 г.). Московское «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык (1768 – 1778 гг.) опубликовало переводы десятков книг античных авторов.
Вся эта активная деятельность способствовала существенной переориентации культурной политики в столице — из петровского «Русского Амстердама» Петербург екатерининских времен превратился в «Северную Пальмиру», город, где античные мотивы проявились во всех сферах культуры. После барокко и рококо классицизм с его античной ориентацией стал доминантой в культурной атмосфере города.