Приглашаем посетить сайт
Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)

Натуральнова Н. Н.: Еще раз о "Наказе" Екатерины Великой

Еще раз о «Наказе» Екатерины Великой

Историю правления Екатерины II можно разделить на три этапа. Обсуждение «Наказа», русско-турецкая война и пугачевское восстание. В этом случае правомерен вопрос: можно ли считать время правления Екатерины II, однозначно, периодом укрепления абсолютизма? Можно ли считать ее самодержавной правительницей в первый период правления? Но с уверенностью можно утверждать, что это были годы расцвета просвещенной монархии.

Доказательством этого служат исследования времени написания и обсуждения «Наказа» Екатерины Великой.

Во второй половине XVIII в. на все сферы общества оказывал влияние начавший формироваться с 60-х гг. капиталистический уклад. Внутри страны усилились противоречия, грозившие разрушить согласие в обществе. В России распространялись идеи Просвещения. Общественное сознание уже тяготилась рамками официальной идеологии.

В этих условиях «Наказ» должен был стать актом стабилизации отношений внутри и между сословиями.

В основе «Наказа» лежали не только «Дух законов» Монтескье и работы его итальянского последователя Беккария, но и труды немецких авторов Бильфельда, Юсти и, по-видимому, Зонненфельса. В отличие от «Правды воли монаршей», составленной по заданию Петра I вице-президентом Феофаном Прокоповичем, отразившей «союз монарха и философа», «Наказ», составленный на полстолетия позже, представлял творчество «философа на троне» — самой Екатерины II.

Еще до выхода в свет «Наказ» был подвергнут цензуре ее ближайшего окружения. В опубликованном в 1767 г. «Наказе» утверждается, что для такой страны, как Россия, необходим самодержавный образ правления, ибо всякий другой был бы губителен. Но здесь же записано, что самодержавный государь правит в соответствии с законами, за соблюдением которых следит Сенат, а также что законы должны охватывать все сферы жизни государства. То есть в документе заключено противоречие между идеями о самодержавии и ограничении его деятельностью Сената как блюстителя законов.

Это объясняется стремлением императрицы внести в русскую монархическую традицию идею западного парламентаризма. И дело здесь не только в том, чтобы остаться в памяти народной как Екатерина Великая, премудрая матерь Отечества. Созыв Уложенной Комиссии и предложение об обсуждении монаршего указа имели смысл в том, что Екатерина искала поддержку среди основных слоев населения: боярства, дворянства и купечества. Она пыталась найти силу, на которую она могла бы опереться при принятии политических решений о реформировании государственных, социальных структур. «Наказ» по сути был предложением о легитимации ее власти через признание законности предложенных принципов (прав, вольностей). Не случайно поэтому в качестве одной из важнейших задач Уложенной Комиссии выдвигалась разработка законов об отдельных сословиях. Такая тактика обосновывалась желанием постепенного гуманного реформирования государства в противоположность жестокости и поспешности методов Петра I.

Предложив «Наказ» Уложенной Комиссии, Екатерина сознавала, что дворянству и боярству необходимы законы, сохраняющие их привилегии; купечеству необходимы законы, формирующие и укрепляющие его как силу, готовую всегда поддержать существующий политический режим.

Хотя вначале, действительно, «Наказ» был выслушан депутатами в восхищении, «иные плакали», особенно когда читались слова «Боже сохрани, чтобы по окончании оного законодательства был какой народ больше процветающ…»

На восьмом заседании при чтении депутатских наказов стали слышны нападки в адрес статей «Наказа» о равенстве всех перед законом, о вольности и свободе делать то, что законы дозволяют. Камнем преткновения стал вопрос о привилегиях дворянства.

Дворяне больше всего опасались проникновения в свои ряды представителей других сословий и не желали слышать об ослаблении крепостного права. Горожане, наоборот, стремились получить некоторые из дворянских привилегий и, прежде всего, возможность покупать крестьян. Дворяне Прибалтики требовали сохранения особого статуса, а украинские шляхтичи хотели сравняться в правах с русскими дворянами. Дело дошло до того, что купцы, казаки и духовенство стали требовать себе крепостных крестьян.

На все эти требования М. М. Щербатов выдвинул довод о божественном происхождении права старого дворянства на то, чтобы им быть властителями над крестьянами (не случайно позже М. М. Щербатов написал трактат-утопию «Путешествие в Землю Офирскую»).

Екатерина II услышала откровенные голоса различных состояний общества, познакомилась с умоначертанием народным, в среду которого хотела провести начала, выработанные современной наукой.

«Наказа» она получила веские доказательства господства идей традиционализма в обществе.

Для России рассмотренная ситуация, когда просветительские идеи либерализма и консерватизма оказываются невостребованными традиционалистами, повторяется из века в век. Новые идеи в России претворяются гораздо позже, чем они высказаны.

Раздел сайта: