Приглашаем посетить сайт
Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)

Моисеева Т. М.: Кунсткамера и Екатерина II

Кунсткамера и Екатерина II

Создание первого российского государственного музея — Кунсткамеры (палаты редкостей) связано с петровскими реформами в области культуры. Основанный в 1714 г. по указу Петра I из его личных собраний музей должен был по мысли создателя служить просвещению подданных и пробуждению интереса в русском обществе к естественным и точным наукам.

По составу коллекций, по своей структуре Петровская Кунсткамера была повторением аналогичных европейских музеев, расцвет которых приходился на середину – конец XVII в. В первой половине XVIII в. в Западной Европе внимание к такому типу учреждений ослабевает, тогда как в России только начинает появляться. Несмотря на то, что петербургский музей был бесплатным и даже выдавалось угощение посетителям, интерес к детищу Петра проявлял лишь небольшой круг просвещенных людей. Немногие на первых порах последовали и примеру царя в создании своих собственных «кабинетов редкостей».

«ученых мужей» и для приема почетных иностранных гостей. Лишь в начале 40?х гг. в музей потянулись различные слои населения, а знатные особы вслед за учеными начали увлекаться коллекционированием. Таким образом, как бы завершился начальный период музейного строительства и собирательства в России.

— это новый этап в отечественной истории становления музеев и коллекционирования, начало которому было положено основанием в 1764 г. «Собственного Ее Императорского Величества Эрмитажа». Как известно, собирательство для Екатерины II было настоящей страстью. Опираясь в своем увлечении на современные ей европейские эстетические воззрения, она приобретала первоклассные произведения искусства, сделав свой Эрмитаж лучшим художественным музеем Европы. Вслед за императрицей ее знатные подданные, стремясь опередить друг друга, в зависимости от художественных вкусов и финансовых возможностей, начали создавать свои домашние картинные галереи или художественные кабинеты. «Эрмитажная эпоха» пришла на смену «эпохе кунсткамер». В Западной Европе в это время многие старые универсальные музеи закрывались — коллекции их расформировывались, здания перестраивались и передавались другим учреждениям. Казалось, что такая же участь постигнет и Петровскую Кунсткамеру, тем более, что на ее судьбе печально отразился пожар 1747 г. Тогда огромный ущерб был нанесен зданию, многие коллекции сгорели или были испорчены, а уцелевшие вещи надолго были складированы в арендуемом Академией наук доме Демидовых. Медленно велись начатые все-таки в 1751 г. работы по восстановлению погоревшего здания. Так что к началу правления Екатерины II Кунсткамера пребывала еще в плачевном состоянии. И именно в екатерининское время она не только возродилась, но и достигла своего расцвета, превратилась из палаты редкостей в естественнонаучный и исторический музей.

В первые годы царствования Екатерина издала распоряжения по укреплению берега Невы около Кунсткамеры и по оформлению набережных на Васильевском острове. В 60-е гг. начались интенсивные работы по оформлению интерьеров, причем, судя по всему, учитывались художественные вкусы императрицы. Лепщик Г. Ф. Портьер, выполнивший в 1760 – 61 гг. лепные украшения на сводах трех помещений нижнего этажа, в 1764 г. приступил к отделке Минцкабинета, украсив потолки и своды гипсовыми слепками монет и медалей, вплетенными в растительный орнамент. Интересно, что идея такого оформления Минцкабинета Кунсткамеры совпадает с увлечением Екатерины II, которая у себя в Эрмитаже создала мастерскую, где делала слепки со своей многочисленной коллекции гемм.

Отделка интерьеров Кунсткамеры закончилась в 70-е гг. К 1777 г. художник Н. Любецкий восстановил старые росписи здания (до наших дней не дошли). В 1777 – 1778 гг. над дверями библиотечной галереи были установлены два аллегорических барельефа — «Празднующая Европа» и «Триумф России», в одном из которых в центре композиции портрет Петра I, в другом — портрет Екатерины II, что должно было свидетельствовать о преемственности традиций в покровительстве наукам и искусству.

частности, был назначен академик П. Паллас. В 1769 г. он отправился в одну из академических экспедиций (1769 – 1774 гг.), значительно пополнивших собрание Кунсткамеры. Паллас выполнял задание не только Академии наук, но и Екатерины II. Специально для нее он привез коллекцию монет и медалей, а также костюмы разных народностей России. Последние императрица передала академическому музею. Подобным образом она поступала и со многими другими вещами. Так, в протоколах заседания Академии наук за сентябрь 1791 г. зафиксировано, что «мадам Дашкова» передала в Кунсткамеру каталог и коллекцию 22 японских вещей, которые были поднесены Екатерине II и подарены ею Академии наук. В 1792 г. императрица отдала академическому музею кунсткамеру Петра III, хранившуюся до этого в Ораниенбауме. В середине 90-х гг. из личного собрания Екатерины Эрмитажа поступила коллекция, собранная секретной экспедицией Н. И. Биллингса — Г. А. Сарычева по исследованию Берингова пролива и Северной Америки, и японские предметы, присланные русской императрице в подарок шведским врачом и путешественником доктором Штутцером. Передавая этнографические вещи и предметы натуральной истории в Кунсткамеру, Екатерина приобретает для Эрмитажа живопись, графику, скульптуру, изделия декоративно-прикладного искусства, монеты и медали. Из мира природы в «Кабинете» императрицы хранились только минералы, как дань моде того времени. Предметом же особой гордости эрмитажного собрания была коллекция гемм, которые Екатерина любила перебирать, рассматривать, с гордостью сообщая окружающим о своей «камейной болезни». Ради пополнения своего собрания гемм она была готова отдать многое. Так, в 1785 г. императрица забирает из Кунсткамеры богато декорированный геммами кубок (подарок датского короля Петру I), демонтирует его, включая геммы в свою коллекцию. Взамен в Кунсткамеру поступил «пожалованный ею» минеральный кабинет профессора Лаксмана.

Кунсткамера из музея с эклектическим подбором коллекций, с условным делением на кабинеты превращается в специализированный естественноисторический музей.

«множество всякого звания народу». Знакомство с собранием академического музея входило и в программу воспитания великого князя Павла Петровича. Он посещал Кунсткамеру в сопровождении своего учителя Н. И. Панина, о чем упоминает И. Бакмейстер, автор каталога-путеводителя «Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской Императорской Академии наук» (1779 г.). Это была первая книга, в которой содержались сведения о коллекциях и истории музея.

Капитальный труд, посвященный Кунсткамере, — монография Т. В. Станюкович — вышла в 1953 г. В ней подробно рассказано о судьбе первого государственного музея в России, но царская деятельность трактуется с позиций того времени. В работах о екатерининской эпохе Кунсткамере не уделяется внимания, вся музейная политика Екатерины сводится, как правило, к созданию Эрмитажа, хотя на примере первого общедоступного российского музея видно, что она была значительно шире. В годы правления Екатерины детище Петра I стало настоящим образовательным центром для различных слоев населения. Идея основателя Кунсткамеры о просветительной роли музея осуществилась.