Приглашаем посетить сайт
Татищев (tatischev.lit-info.ru)

Ганулич А. К.: Придворная карусель 1766 года и ее отражение в литературе и искусстве

Придворная карусель 1766 года и ее отражение в литературе и искусстве

Придворная карусель 1766 г. явилась одним из наиболее ярких событий начального периода царствования Екатерины II. К этому времени конные карусели были уже весьма популярны в Западной Европе. Конная карусель — это состязания на лошадях с применением оружия по манекенам и одновременно пышное празднество с демонстрацией богатой одежды и драгоценностей. Помимо рыцарских каруселей, в которых действовали кавалеры верхом на лошадях, иногда проводились дамские карусели. Молодые дамы выступали в повозках, управляемых возницами, и выполняли те же воинские упражнения, что и конные кавалеры.

Карусель имела две стороны — состязательную и парадную. Состязания проводились на специально оборудованной арене, окруженной трибунами со зрителями, и требовали от участников немалой ловкости, искусного владения лошадьми и оружием. Качество выполнения упражнений оценивали судьи. По этим оценкам определялись победители, получавшие ценные призы.

Состязательная сторона карусели сложилась из двух традиций — античной и средневековой. В эпоху античности важное значение имели игры атлетов и борцов, проходившие на стадионах Древней Греции. Особой известностью пользовались Олимпийские игры, проводившиеся на берегу реки Алфей. О преемственности античной традиции свидетельствует надпись «С Алфеевых на Невские брега» на медалях и жетонах, отчеканенных в память карусели 1766 г., проходившей на берегу Невы. Из античности пришла в карусели и колечная игра, состоявшая в поддевании и снятии копьем подвешенного кольца. Средневековая традиция оказала еще большее влияние на карусели. В средневековой Европе большой популярностью пользовались рыцарские турниры. В первой части турнира проходили отдельные поединки рыцарей, во второй — общий бой между двумя партиями рыцарей. Поединки и бои имели настоящий характер и нередко сопровождались ранениями, увечьями и даже гибелью участников. Поединок состоял в том, что облаченные в доспехи рыцари с копьем в одной руке и щитом в другой мчались верхом на лошадях навстречу друг другу. Каждый рыцарь должен был направить копье в шлем или щит своего соперника и ударом выбить его из седла. Эти поединки позднее нашли продолжение в карусельном упражнении, названном ломанием копий. Различие заключалось в том, что мишенью на карусели служил не живой соперник, а закованный в латы манекен или кинтана (столб с мишенью в виде щита). Необходимо было сломать древко копья точным ударом в мишень.

Парадная сторона карусели состояла в торжественных маршах участников с многочисленной свитой сначала к месту состязаний, а затем к месту раздачи призов.

Участники карусели разделялись на 4 – 5 кадрилей (небольших отрядов), причем кадрили были костюмированы. Костюмы представляли собой стилизованные одеяния рыцарей или представителей какого-либо народа, а кадрили носили соответствующие названия.

В 1765 г., на третий год своего царствования, Екатерина II учредила в Петербурге придворную карусель. Известному архитектору Антонио Ринальди было поручено возвести на Дворцовой площади напротив Зимнего дворца временный деревянный амфитеатр с галереями и ложами, окружающий арену для состязаний. Директором карусели был назначен князь Петр Репнин. Он получил указание тщательно изучить весь исторический опыт по части устройства каруселей и использовать его на первой российской карусели. В карусели должны были участвовать четыре кадрили, в каждую из которых входили шеф и четыре конных кавалера, а также две специально построенные колесницы с дамой и кавалером-возницей.

Однако ожидавшееся с нетерпением торжественное событие в 1765 г. не состоялось по причине плохой погоды и было перенесено на следующий год. 16 июня 1766 г. долгожданная карусель была, наконец, проведена. Шефами кадрилей стали: Славянской — граф Иван Салтыков, Римской — граф Григорий Орлов, Индийской — князь Петр Репнин, Турецкой — граф Алексей Орлов. По пушечному сигналу кадрили в сопровождении свиты начали марш по петербургским улицам к Дворцовой площади. Во время марша множество людей любовалось редким по красоте зрелищем. Между тем, императрица и наследник Павел Петрович прибыли в амфитеатр и заняли свои ложи.

Кадрили вступили под звуки оркестров в амфитеатр и остановились в отведенных местах. Получив от императрицы повеление начать курсы (заезды), Главный судья генерал-фельдмаршал Миних приказал дать сигнал трубой, по которому на арену выехали четыре колесницы, по одной от каждой кадрили, и начался курс, состоявший в том, чтобы объехать всю арену по периметру и у каждых из четырех ворот выполнить определенные воинские упражнения. Всего их было шесть: сломать ланцу (копье) о кинтану, метнуть жавелот (дротик) в фигуру зверя, выстрелить из пистолета в другую фигуру, срубить голову чучела, поднять шпагой с пьедестала головной убор, снять другой ланцей кольцо. Закончив курс, колесницы покинули арену и им на смену для выполнения упражнений выехали другие четыре колесницы. Затем те же упражнения исполнила первая четверка конных кавалеров, вторая четверка и т. д.

маршем в Летний дворец и были введены в большую залу, куда затем вступили Главный судья и все судьи в сопровождении пажей, которые несли на золотых подносах богатые прейсы (призы). Первый приз среди дам получила графиня Наталья Чернышева, среди конных кавалеров — князь Иван Шаховской, среди кавалеров-возниц — барон Христофор Ферзен, управлявший колесницей графини Чернышевой.

11 июля 1766 г. карусель была проведена повторно. Среди дам и кавалеров-возниц первые призы снова завоевали Чернышева и Ферзен. Среди конных кавалеров в этот раз на победу претендовали Григорий и Алексей Орловы, но мастерство братьев оказалось настолько равным, что пришлось на следующий день провести дополнительные состязания для выявления победителя. Судьи усмотрели незначительное преимущество старшего из братьев и единогласно присудили первый приз Григорию Орлову. Праздник завершился торжественным ужином.

«Оду на карусель», вызвавшую одобрение придворного круга. На карусель откликнулся в своих прозаических записках и Г. Державин. Придворный живописец В. Эриксен получил заказ на портреты четырех участников карусели, но успел закончить только два из них — Г. и А. Орловых. Превосходный придворный живописец С. Торелли также написал портрет Г. Орлова на карусели. Кроме того, известны два идентичных карусельных портрета графини Анны Шереметевой, получившей третий приз на карусели 11 июля. Первый из них, кисти неизвестного художника (возможно, И. Аргунова), находится в Эрмитаже, а копия этого портрета кисти И. Лигоцкого — в Историческом музее. Медальеры Т. Иванов, И. Вехтер и С. Юдин выполнили на петербургском Монетном дворе медали и жетоны в память придворной карусели, причем золотыми медалями были награждены призеры состязаний 11 и 12 июля.

Придворная карусель 1766 г. оставила долгую память у потомков, открыв эпоху конных каруселей в России.

Раздел сайта: