Приглашаем посетить сайт
Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)

Борзова Е. П., Новиков А. И.: Дени Дидро и Екатерина Вторая

Дени Дидро и Екатерина Вторая

Одной из самых ярких и значительных страниц в истории российского Просвещения эпохи Екатерины Второй явились многосторонние контакты русской императрицы с виднейшим французским философом Дени Дидро.

В структуре этих контактов следует различать их внешнюю и внутреннюю стороны.

Екатерина уже через девять дней после вступления на трон завязывает переписку с Дидро (также как и с Вольтером), покупает его библиотеку, назначая ему жалованье как хранителю библиотеки. Осенью 1773 г. Дидро по приглашению императрицы приезжает в Петербург и остановившись в доме вельможи Нарышкина (ныне отмечен мемориальной доской) живет целый год в столице, пристально изучая экономику, быт, социальные отношения, культуру молодой столицы и регулярно посещая Зимний Дворец для продолжительных бесед с Екатериной.

— взаимодействие и пересечение линий российского и западноевропейского Просвещения. И Дидро и Екатерина были подготовлены к петербургской встрече предшествующим своих социально-философских воззрений.

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне» — такая оценка имела все основания, увлечение философскими и социально-политическими идеями, под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины II. «Наказ» отразил гуманные принципы Просвещения, веротерпимость и вольность граждан, равенство их перед законом. В «Наказе» отчетливо проявилась начатая Петром Первым тенденция обновления России, преодоления ее обособленности, включения страны в общеевропейское развитие и сохранение национального своеобразия. «Наказ» запечатлел эту тенденцию: «Россия есть Европейская держава». В подготовительных записках к «Наказу» говорилось о том, что «делать рабов из людей» «противно христианской религии и справедливости», что крепостные должны освободиться по мере перемены собственника земли. Ни последующая редакция «Наказа», ни расхождение его с практикой в виде расширения сфер закрепощения крестьян, ни резкое изменение политики в 1780 – 1790 (преследование масонов, Радищева) не зачеркивают значения социально-философских идей Екатерины 1760 — начала 70-х годов.

Именно в этот период идеи Екатерины II были созвучными европейскому Просвещению и это нашло отклик у Дидро, породив определенные надежды и иллюзии.

распространил интерес к материальной и духовной культуре на изучение России. Он посетил и впоследствии описал верфи, таможню, Академию наук, Смольный Институт, помещичьи усадьбы. Среди 88 вопросов из области социально-экономической жизни, заданных Дидро Екатерине были вопросы о хлебе, лесе, смоле, прожиточном минимуме, в беседах затронули проекты реформ в духе просветительских принципов (права человека, освобождение крестьян, свобода слова).

Но именно в этой ситуации обнаружился неустранимый разрыв теории и практики, несоответствие социально-философской мысли и реальной социальной действительности России. (В беседе с французским послом Екатерина говорила: «Я подолгу и часто беседовала с Дидро, но более ради любопытства... Если бы я доверилась ему, мне пришлось бы все перевернуть в моей империи». В беседе с самим философом: «Господин Дидро... во всех Ваших предложениях относительно введения реформ Вы забываете только одно... Вы работаете только на бумаге, которая все терпит... но я, бедная императрица, я работаю на человеческой кожа, которая чувствительна и щекотлива в высшей степени»).

— по его предложению в Петербург был приглашен скульптор Фальконе, создавший «Медного всадника», Дидро поддерживал скульптора, дискутировал с ним о возможных решениях проекта памятника. Художественная интуиция Фальконе одержала верх над рецидивами рационалистических, рассудочных суждений Дидро о скульптуре.

Реальный результат контактов Дидро и Екатерины необычайно велик: были обнаружены общие черты позднепросветительской идеологии России и Европы, развеяна стереотипы европейского высокомерия по отношению к России, заложены традиции русско-французских культурных связей.