Приглашаем посетить сайт
Шмелев (shmelev.lit-info.ru)

Башилов Б.: "Златой век" Екатерины II. Масонство в царствование Екатерины II
VI. Чем занимались русские масоны в "золотой век Великой Екатерины"?

VI. ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ РУССКИЕ МАСОНЫ В "ЗОЛОТОЙ ВЕК ВЕЛИКОЙ ЕКАТЕРИНЫ"?

По свидетельству историка русского масонства Пыпина "разноцветные ленты, ордена, символы (регалии), торжественные обряды с рыцарским характером, громкие титулы, переименованные в латинские псевдонимы, — все это принималось за чистую монету, было любопытно, льстило самолюбию и аристократическим притязаниям".

Других же в масонстве привлекала мистическая сторона учения, надежда приблизиться ближе к познанию тайн мира. Третьих привлекала возможность, ставши членом масонской ложи, войти в ряды "сильных мира сего" и тем открыть дорогу к хорошей карьере.

— уничтожения религии и монархии. Члены лож, входивших в систему английского (Иоанновского) масонства притягивали к себе людей склонных к мечтательству. Лозунг английского масонства — "Сейте смена царского света". Масоны английской системы верили и проповедовали сами, что стоит каждому заняться совершенствованием своей личности, как на земле возникнет земной рай. Но голубая (разные системы масонства) — английская система, по признанию масона Альберта Пайк являются "только внешним двором или прихожей храма".

— это тоже только прихожая в масонский храм. Цель этих систем внушить своим членам скептическое отношение к религии и монархическому образу правления, оттолкнуть от религии и подготовить к пропаганде религии разума. Члены этих систем занимались изучением теософии и герметической философии.

Шотландское масонство имеет своим девизом "Победить или умереть". Красные шотландские масоны воспитывали своих членов, что в борьбе за свет нечего жалеть свою и чужую кровь, что победа высоких идеалов достигается только силою, слава — мученикам за идею, беспощадность к врагам и предателям.

Рыцарские масонские ордена тамплиеров и розенкрейцеров ставят своей целью уже практическую задачу борьбы с монархией и религией. Для ордена розенкрейцеров характерно изучение древнего еврейского мистического учения, так называемой Кабалы.

Даже советские исследователи культуры 18 века указывают, что "в 60 и 70 годы почти все члены масонских лож, находившихся под общим началом Елагина, были в то же время и приверженцами просветительной философии, равным образом большинство последних были масонами" (Д. Благой. История русской литературы XVIII века. Москва. 1955 г., стр. 218).

"просветительной философии" Ф. Энгельс приписывает следующие цели. "Великие мужи, подготовившие во Франции умы для восприятия грядущей могучей революции, сами выступали в высшей степени революционно: они не признавали никакого авторитета. Религия, взгляд на природу, государственный строй, общество, все было подвергнуто беспощадной критике".

В исследовании Соколовской "Русское масонство и его значение в истории общественного движения", мы читаем следующее:

"... Масонское сообщество было внеисповедным, а потому и члены его не могли, конечно, быть добрыми сынами какой-либо церкви с ее раз установленными ритуалами и точно указанной догматикой".

"Поставляя идеалом для себя деятельных христиан, — пишет Соколовская, — масоны отказывали в уважении священнослужителям — "по имени лишь таковым" и не считали грехом исполнение христианских таинств любви из своей среды братом; если из числа братьев и был священник, ему в этом случае отдавалось предпочтение. В ритуале торжества Иоаннова дня сказано: "все братья всех степеней собираются во всех украшениях их степеней и в запонах (фартуках) в такую церковь, где и священник есть масон".

"Существует предание, что Новиков оставлял у себя, в селе Авдотьине Святые Дары для совершения причащения самолично. Вероятно, это предание породилось от рассказов о том, что в этом селе совершалось масонами причащение. Это тем более вероятно, что масоны высших степеней совершали т. н. трапезы любви, в воспоминание Тайной Вечери; братья 4-ой степени, которые приглашались к торжеству в ложу, не "шествовали в пределы совершать с высшими братьями воспоминание".

"Акт посвящения в первосвященники невидимого капитула у масонов заканчивался вручением новопосвященному хлеба и вина со словами: "Сие есть пища и питие нашего священного ордена, мир да будет с тобою!" В обряде посвящения в первосвященники, которых по правилам могло быть всего семь на земле, совершалось помазание елеем на челе и руках со словами: "Помазую тебя елеем премудрости и святости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь". При крестообразном возложении рук на голову кандидата говорилось: "Дух Святый да снидет на тя и да пребудет над тобою, да восприимиши духа разума, духа совета, духа ведения, духа крепости, духа благочестия и духа страха Господня; гряди с миром". Далее делался горящим углем, взятым из кадильницы, троекратный крест над языком с возгласом: "Мы касаемся языка твоего огнем Святого Духа и прилагаем к оному печать скромности во имя Отца, Сына и Святого Духа". Посвящение в первосвященники должно было производиться в церкви или часовне (греческой или латинской)."

"Масоны совершали еще обряд воспоминания о погибшем брате, так называемые траурные ложи. В сороковой день по смерти достойного брата, братья собирались в ложи, чтобы почтить его память и воздать ему должное. В траурной ложе произносились ритуальные слова, воспевались гимны, возжигался спирт и гроб осыпался цветами, а вития говорил слово, где раскрывалась перед братьями вся жизнь покойного брата и совершалась оценка исполненного им на земле труда".

"Есть намеки и на желание русских братьев, по примеру западно-европейских масонов, ввести масонское крещение детей. Ответственность за такого ребенка всецело падала на братство, которое принимало на себя попечение об удовлетворении его духовных и материальных нужд, об его воспитании и образовании. Такой ребенок, получивший в патронат весь орден, почитался как принятым в масонство и при достижении им известного числа лет все его принятие ограничивалось принесением света верности братству: обычные испытания отсутствовали".

Н. Писканов в статье, посвященной масонской деятельности Лопухина, пишет: "Когда читаешь известный трактат Лопухина "Духовный Рыцарь" (1791), живо ощущаешь, что автор и его друзья стремились высвободиться из-под дисциплины и регламентации господствующей церкви и создать свое церковное общение, независимое и с большим простором для религиозного действования". "Масонов, — резюмирует Писканов, — отдаляли от Православия не догматические разногласия, не мистика и не герметические науки, а прежде и больше всего именно стремление к созданию своей собственной "малой церкви". "Духовный Рыцарь" Лопухина — это род церковного устава. Масонские облачения, описываемые Лопухиным, живо напоминают церковные ризы, например, "эта мантия настоятельская белая, златом или золотыми розами испещренная", устройство капитула с "равносторонним столом, с и ковром перед ним, "вызолоченным семисвечником", напоминаем устройство алтаря; принятие кандидата в масоны совпадает с отдельными моментами священнического рукоположения (например, тайная исповедь перед братом вводителем); при этом речи настоятеля и других участников посвящения полны парафраз и буквальных заимствований из Св. Писания и богослужебных книг; по обряду столового собрания на столе перед "Председающим" стоят: семисвечник, белый хлеб и красное вино." (22)

Примечания

"". Т. I. Статья Н. К. Писканова "И. В. Лопухин", стр. 246-247.