Приглашаем посетить сайт
Сладков (sladkov.lit-info.ru)

Биография (вариант 2)

Екатерина II

Биография (вариант 2)

Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825).
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.

—6[17]. 11. 1796), императрица. Екатерина II выступала как автор политических трактатов («Наказ, данный комиссии о сочинении проекта нового Уложения», 1767), издательница журналов («Всякая всячина», 1769; «Собеседник любителей российского слова», 1783—84), как драматург (комедии «О время!», «Именины г-жи Ворчалкиной», «Г-жа Вестникова с семьей», 1772; «Обманщик», «Обольщенный», 1785, «Шаман Сибирский», 1786; ряд комических опер), историк («Записки касательно российской истории»), а также как детская писательница («Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка о царевиче Февее», 1782). Екатерина II выдвигает на первое место в своих сочинениях нравственный элемент — вкоренение в душе справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. В то же время она требует, чтобы умственная и физическая стороны воспитания получали надлежащее развитие. Лично ведя воспитание своих внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку. Для вел. князей были написаны Екатериной и «Записки касательно российской истории». В чисто беллетристических сочинениях, к которым принадлежат журнальная статья и драматические произведения, Екатерина II является гораздо более оригинальной, чем в сочинениях педагогического и законодательного характера. Указывая на фактические противоречия идеалам, существовавшие в обществе, ее комедии и сатирические статьи должны были в значительной мере содействовать развитию общественного сознания, делая более понятными важность и целесообразность предпринимаемых ей реформ. Начало публичной литературной деятельности Екатерины II относится к 1769, когда она явилась деятельной сотрудницей и вдохновительницей сатирического журнала «Всякая всячина». Покровительственный тон, усвоенный «Всякой всячиной» по отношению к др. журналам, и неустойчивость ее направления вскоре вооружили против нее все тогдашние журналы; главным противником ее явился смелый и прямой «Трутень» Н. И. Новикова. Резкие нападки последнего на судей, воевод и прокуроров сильно не нравились «Всякой всячине»; кем велась в этом журнале полемика против «Трутня» — нельзя сказать положительно, но достоверно известно, что одна из статей, направленных против Новикова, принадлежит самой императрице.

«О время!» и «Именины г-жи Ворчалкиной». Чисто литературные достоинства комедий Екатерины II невысоки: в них мало действия, интрига слишком несложна, развязка однообразна. Написаны они в духе и по образцу современных ей французских комедий, в которых слуги являются более развитыми и умными, чем их господа. Но вместе с тем в комедиях Екатерины II выводятся на посмеяние чисто русские общественные пороки и являются русские типы. Ханжество, суеверие, дурное воспитание, погоня за модой, слепое подражание французам — вот темы, которые разрабатывались Екатериной II в ее комедиях. Темы эти были намечены уже ранее русскими сатирическими журналами 1769 и, между прочим, «Всякой всячиной»; но то, что в журналах представлялось в виде отдельных картин, характеристик, набросков, в комедиях Екатерины II получило более цельный и яркий образ. Типы скупой и бессердечной ханжи Ханжахиной, суеверной сплетницы Вестниковой в комедии «О время!», петиметра Фирлюфюшкова и прожектера Некопейкова в комедии «Именины г-жи Ворчалкиной» принадлежат к числу наиболее удачных в русской комической литературе XVIII столетия. Вариации этих типов повторяются и в остальных комедиях Екатерины II. К 1783 относится деятельное участие Екатерины II в «Собеседнике любителей российского слова», издававшемся при Академии наук, под редакцией кн. Е. Р. Дашковой. Здесь Екатерина II поместила ряд сатирических статеек, где было, по-видимому, сатирическое изображение слабостей и смешных сторон современного императрице общества, причем оригиналы для таких портретов нередко брались государыней из среды приближенных к ней лиц. Скоро, однако, «Были и Небылицы» стали служить отражением журнальной жизни «Собеседника». Екатерина II была негласным редактором этого журнала; как видно из переписки ее с Дашковой, она прочитывала еще в рукописи многие из статей, присылавшихся для помещения в журнале. Некоторые из этих статей задевали ее за живое: она вступала в полемику с их авторами, нередко вышучивала их. Для читающей публики не было тайной участие Екатерины II в журнале; по адресу сочинителя «Былей и Небылиц» нередко присылались статьи и письма, в которых делались довольно прозрачные намеки. Екатерина II старалась по возможности сохранить хладнокровие и не выдать своего инкогнито; один лишь раз, разгневанная «дерзкими и предосудительными» вопросами Фонвизина, она настолько ярко выразила свое раздражение в «Былях и Небылицах», что Фонвизин счел необходимым поспешить с покаянным письмом. Кроме «Былей и Небылиц», Екатерина II поместила в «Собеседнике» несколько мелких полемических и сатирических статеек, по большей части осмеивавших напыщенные сочинения случайных сотрудников «Собеседника» — Любослова и гр. С. П. Румянцева. Одна из таких статей («Общества незнающих ежедневная записка»), в которой кн. Дашкова увидела пародию на заседания только что основанной, по ее мысли, Российской академии, послужила поводом к прекращению участия Екатерины II в журнале.

—90) Екатерина II написала 13 пьес, не считая драматических пословиц на французском языке, предназначавшихся для эрмитажного театра. Масоны уже давно привлекали внимание Екатерины II. По ее словам, она подробно ознакомилась с громадной масонской литературой и не нашла в масонстве ничего, кроме «сумасбродства». Пребывание в Петербурге (в 1780) Калиостро, которого она называла негодяем, достойным виселицы, еще более вооружило ее против масонов. Получая тревожные вести о все более и более усиливавшемся влиянии московских масонских кружков, видя среди своих приближенных многих последователей и защитников масонского учения, Екатерина II решила бороться с этим «сумасбродством» литературным оружием и в течение двух лет (1785—86) написала 3 комедии («Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман Сибирский»), в которых разоблачала и осмеивала масонство. В комедии «Обольщенный» встречаются жизненные черты, напоминающие московских масонов. «Обманщик» направлен против Калиостро. В «Шамане Сибирском» Екатерина II сравнивала масонское учение с шаманскими фокусами. Несмотря на критику, масоны продолжали обманывать людей, и, чтобы нанести им решительный удар, императрица прибегла уже не к кротким способам исправления, как называла она свою сатиру, а к крутым и решительным административным мерам. К указанному времени, по всей вероятности, относится и знакомство Екатерины II с Шекспиром, во французском или немецком переводе. Она переделала для русской сцены «Виндзорских проказниц». В подражание историческим хроникам Шекспира она сочинила 2 пьесы из жизни Рюрика и Олега. Главное значение этих исторических представлений заключается в тех политических и нравственных идеях, которые Екатерина II вкладывала в уста действующих лиц. Разумеется — это мысли самой Екатерины II. В комических операх Екатерина II не преследовала никакой серьезной цели: это были обстановочные пьесы, в которых главную роль играла сторона музыкальная и хореографическая. Сюжеты для опер взяты, по большей части, из народных сказок и былин, известных ей по рукописным собраниям. Лишь «Горе-богатырь Косометович», несмотря на свой сказочный характер, заключает в себе элемент современности: эта опера выставляла в комическом свете шведского короля Густава III, открывавшего в то время неприязненные действия против России, и была снята с репертуара тотчас же по заключении мира со Швецией. Французские пьесы Екатерины II, т. н. «пословицы» — небольшие одноактные пьески, сюжетами которых служили, по большей части, эпизоды из современной жизни. Большого значения они не имели, повторяя темы и типы, уже выведенные в др. комедиях Екатерины II. Сама Екатерина II не придавала значения своей литературной деятельности. «На мои сочинения, — писала она Гримму, — смотрю как на безделки. Я люблю делать опыты во всех родах, но мне кажется, что все написанное мной довольно посредственно, почему, кроме развлечения, я не придавала этому никакой важности».