Приглашаем посетить сайт
Северянин (severyanin.lit-info.ru)

Алексеева М. А.: Коронация императрицы Екатерины II: рисунки, живопись, гравюры

Коронация императрицы Екатерины II: рисунки, живопись, гравюры

Все тридцать четыре года царствования Екатерина II не забывала торжество своей коронации и до последних дней жизни проявляла внимание к его изображениям. В последующие два столетия рисунки, картины и гравюры, созданные на эту тему в 1762 – 1796 гг., не вызывали особого интереса, многие сведения о них повторяются с неточностями и ошибками, требуют выяснения и уточнения.

Первая серия иллюстраций к «Обстоятельному описанию священнейшего коронования… Екатерины Вторыя» создана, вероятно, без ведома императрицы по инициативе организатора коронационных торжеств князя Н. Ю. Трубецкого. Имевший опыт издания альбома коронации императрицы Елизаветы Петровны он собирался повторить такой же альбом и приглашенные им художники-дилетанты в октябре 1762 – феврале 1763 гг. сделали 30 рисунков и чертежей различных коронационных предметов. В конце февраля Трубецкой намеревался отправить рисунки для гравирования в Академию художеств и в Академию наук. Однако рисунки не понадобились и не сохранились.

На коронации присутствовал французский художник Ж.?Л. Девельи (1730 – 1804), уже не первый год живущий в России. «Государыня указать соизволила», чтобы он «для снятия коронационной церемонии» стоял «при каждом объекте в способном месте». Используя наброски с натуры, Девельи при поддержке Г. Г. Орлова представил Екатерине свой замысел изображения коронации. 10 февраля 1763 г. с ним был заключен контракт, по которому «обязывается он, Девельи, сделать рисунки коронации Ея Императорского Величества по предложенному от него плану». Рисунки Девильи исполнял вместе с помощником — русским художником-перспективистом М. И. Махаевым, который рисовал архитектурные формы. Они работают вместе сначала, в 1763 г., в Москве, а затем 4 – 5 лет в Петербурге. В документах не раз упоминается, что рисунки должны быть гравированы в описании коронации; так, в начале 1770-х гг. об ожидании этого роскошного издания упоминает А. Шлецер. Однако, по-видимому, именно в это время Екатерина II оставила идею публикации «Описания». В 1772 г. 12 рисунков были окантованы в рамы красного дерева и, обретя самостоятельное значение, украсили одну из комнат дворца.

«в рассуждении неимения к продолжению поручаемых дел». Однако кроме рисунков императрица пожелала иметь живописные произведения на ту же тему. С этой целью в 1768 г. на службу при дворе принят итальянец Стефано Торелли (1712 – 1780). «При принятии его от Великой Государыни повелено мне, — пишет статс-секретарь И. П. Елагин, — а от меня ему объявлено, чтоб он писал картины коронации Ея Величества». Картина Торелли «Чтение благодарственной молитвы после коронования», исполненная, по-видимому, в середине 1770-х гг., находится в Третьяковской галерее. Для ее исполнения художник использовал рисунок Девельи – Махаева, о чем пишет Я. Я. Штелин. Сообщение Штелина подтверждает сравнение рисунка и картины. Ту же композицию повторяют картины, хранящиеся в Музее-заповеднике «Царское село» (приписана Г. Гульельми) и в Музеях Кремля. В 1783 г. «за большую картину, представляющую в лицах коронование наше», императрица приказывает заплатить сыну С. Торелли 6 тысяч рублей.

Незадолго до своей смерти Екатерина II решила заказать гравюры по рисункам Девельи – Махаева. Было подготовлено 12 медных досок и в 1796 г. завершены 4 – 5 гравюр. Остальные не были закончены. Смерть императрицы прервала работу.

После смерти Екатерины II 12 рисунков коронации в старых рамах под стеклом были переданы в Архив Кабинета. В 1827 г. они поступили в Эрмитаж. Позднее, во второй половине XX в. к ним были присоединены еще четыре рисунка Девельи – Махаева.

(по 20 – 25 экземпляров). В Архиве Кабинета 12 досок хранились с 1830 г. до 1861 г., когда одну доску «не начатую гравировкою», продали на лом, а остальные 11 передали в Экспедицию церемониальных дел. Дальнейшую их судьбу пока выяснить не удалось.

В середине XIX века в издание Камер-фурьерских журналов были включены описания коронаций императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины и к ним приложены альбомы гравюр. Издатели не знали о существовании в Архиве Кабинета медных досок коронования Екатерины II, в их поле зрения попали лишь оттиски 9 гравюр XVIII в. Были заказаны их точные копии и отпечатан альбом «Рисунки… к описанию коронования императрицы Екатерины II. 1762». Медные гравированные доски для альбомов Камер-фурьерских журналов находились в Главном дворцовом управлении и в 1910 г. переданы в Академию художеств, а оттуда в 1920-х гг. попали в Русский музей.