Екатерина II
Екатерина II

Сочинения Екатерины II
Сочинения, публицистика, записки, воспоминания Драматургия Записки касательно российской истории
О Екатерине II
Биографические данные Воспоминания о Екатерине II Материалы по истории Критика литературного творчества Художественные произведения Фотографии
Документалистика
Документы (Екатерина II) Мемуары (Екатерина II)
Письма
Письма Екатерины II Письма Екатерине II Переписка с Потемкиным Переписка с Даламбером Письма о Екатерине II
Разное
Сводный раздел Заказ книг: "Екатерина Вторая" Заказ книг по литературе Поиск Поиск по ключевым словам Другие литературные сайты Литературные словари и энциклопедии Полезные статьи Отправить сообщение администрации сайта Авторские права

Реклама
 

Екатерина Вторая

ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА (урожденная Софья Августа Фредерика) (1729–1796) – российская императрица (с 28 июня 1762), единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета «Великая».

Родилась 21 апреля 1729 в Штеттине в семье обедневших князей Ангальт-Цербстских (север Германии), получила домашнее образование (немецкий – родной, французскому, танцам, музыке, основам истории, географии и богословия обучили домашние учителя). В 1744 прибыла в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, искавшей своему воспитанному в Голштинии племяннику Петру-Ульриху Федоровичу невесту в Германии. Крещеная в России под именем Екатерины Алексеевны, была выдана в 1745 замуж за Петра-Ульриха, будущего наследника престола. Пока инфантильный муж увлекался игрой в солдатики, Екатерина читала труды по истории, юриспруденции, сочинения французских просветителей и жаждала любви и власти. Природная расчетливость, волевой характер заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю, обычаи новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой-императрицей, Екатерина в 1754 родила сына (будущего императора Павла I), постоянно опасаясь, что ее вышлют из России. «У меня были хорошие учителя – несчастье с уединением» – вспоминала она позже. Болезнь и смерть Елизаветы Петровны (1761) изменили ход событий.

Учтя, что воцарившийся под именем Петра III муж восстановил безразличием к России и пронемецкими симпатиями (подписанием мира с Фридрихом II в момент, когда русские войска вошли в Берлин) против себя и дворянство, и гвардию, Екатерина решилась устранить его от престола. «Я буду царствовать или погибну» – призналась она в письме английскому посланнику Ч.Уильямсу. Опираясь на гвардию и лично на Г.Г. и А.Г.Орловых, при эмоциональной поддержке подруги – Е.Р.Дашковой, 28 июня 1762 она совершила бескровный переворот, объявив себя самодержавной властительницей. Расправу над свергнутым мужем она поручила Г.Г.Орлову.

«Тартюф в юбке и короне», как называл ее А.С.Пушкин, Екатерина умела расположить к себе людей. Пытаясь подражать Петру I, осуществляла реформаторскую деятельность: в 1762 поддержала идею И.И.Бецкого создать первый в России Воспитательный дом, в 1763 провела реорганизацию Сената (разделенный на 6 департаментов, он потерял значение органа, руководящего госаппаратом и стал высшим административным и судебным учреждением). В 1763–1764, преодолевая финансовые трудности, она провела секуляризацию земель (поместья монастырей поступили в фонд государства), что позволило завершить начатую Петром I нейтрализацию духовенства как политической силы. В 1764 упразднено гетманство на Украине, а в столице основано первое женское учебное заведение при Смольном монастыре. В интересах дворянства учредила в 1765 Вольное экономическое общество, призванное содействовать свободному обсуждению крестьянского вопроса, год спустя началось генеральное межевание российских земель. Вуалируя продворянскую сущность политики либеральной фразой, переписывалась с Вольтером и французскими энциклопедистами, подкрепляя дружбу щедрыми денежными подарками. Те, в свою очередь, не скупились на похвалы просвещенности «северной Семирамиде». Взгляды императрицы совмещали практически несовместимое: либеральные воззрения и самодержавно-крепостнические устремления, при этом сама она осуждала крепостничество, но понимала, что укрепившееся дворянство не потерпит сокращения своих владельческих прав. В 1767 ею была созвана Уложенная комиссия – «для сочинения проекта» реформирования правовой системы. «Наказ» для нее был скомпилирован из сочинений просветителей (Монтескье, Беккариа). Оказавшаяся неуправляемой, а посему неугодной, комиссия была в 1768 распущена под предлогом войны с Турцией.

До середины 1770-х абсолютизм Екатерины был «просвещенным». Модернизировав аппарат управления, она создала благоприятные условия для свободы предпринимательства (отмена монополий в торговле и промышленности в 1762, разрешение в 1775 всем желающим вплоть до крепостных заводить «ткацкие станы и рукоделия»), развития финансовой системы (в 1769 в России получили хождение первые ассигнации). Велевшая докладывать обо всех новостях науки, самодержица первой в стране в 1767 сделала прививку оспы себе и сыну, дав пример подданным, в 1786 подписала указ о создании народных училищ. Распространение в последний год ее правления дворянских уездных и губернских собраний было шагом к становлению гражданского общества.

Испытанием для «просвещенности» ее самодержавия стало восстание Е.И.Пугачева 1773–1775, которое сбросило флер терпимости и либерализма с политики «просвещенной самодержицы», обнажив обычный деспотизм. Во избежание нового бунта, она провела в 1775 реформу местного управления, обеспечив в силу увеличения числа губерний «контроль над умами» в самых отдаленных провинциях. Нарастание революционного движения в Европе, рост передовой общественной мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого ею лично (сыскная канцелярия С.И.Шешковского, вступление в коалицию европейских реакционных государств против Франции). В эти годы в России замолчали сатирики, комедиографы, баснописцы, основатели прогрессивных журналов очутились в крепостях. Зато наступил апогей, «золотой век» помещиков. Жалованная грамота дворянству 1785 «раскрепостила» дворян от государства, дав им право не служить. Жалованная грамота городам (тоже 1785) разделила горожан на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство («средний род людей») и крепостные. В отношении последних даже пугачевский бунт не заставил «матушку-императрицу» отменить указы 1763, 1765 и 1767, которые предписывали крестьянам самим платить за свое усмирение в случае бунта и запрещали им жаловаться на помещиков под страхом высылки на каторгу в Сибирь.

С каждым годом Екатерине все более хотелось быть не просто императрицей, но властительницей державы; во внешней политике ее, жаждущей славы, ощущался имперский размах. У нее было две главных цели: отнять у Турции степное Причерноморье с Крымом и Северным Кавказом и у Польши западные украинские и белорусские земли. Обе эти цели ей удалось осуществить и вообще не проиграть ни одной войны. Войны с Турцией 1768–1775 и 1787–1791 принесли Приазовье и часть Черного моря, Кубань, Крым, доступ к средиземноморским проливам. Яркие дипломатические успехи помогли продвинуться на Северный Кавказ (Георгиевский трактат с Грузией 1783) и даже на Аляску (начало заселения форта Росс в США). Участие в «разделах» Польши 1773, 1775 и 1792 вернуло в состав Российской империи часть земель на северо-западе. «Малая Россия, Лифляндия и Финляндия суть провинции... – писала Екатерина. – Их надлежит легчайшими способами привести к тому, чтоб они обрусели и перестали глядеть, как волки к лесу». Потому все направления российской экспансии, основанные на победах П.А.Румянцева-Задунайского, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, закреплялись переселенческой политикой.

Екатерина умела ладить с людьми и очаровывать их. С 1753 по 1796 у Екатерины II было 15 фаворитов (им было роздано 800 тыс. десятин заселенных земель), но, по словам императрицы, они «государству ощутимого вреда не приносили». Напротив, умея подмечать людские слабости, Екатерина была дальновидной, когда дело доходило до государственных интересов. Щедро жалуя любимцев, она выделяла среди них действительно одаренных в делах управления людей и не боялась выдвигать их на важные посты (походя этим на Петра I). Не без ее участия проявился политический талант гр. А.Г.Орлова, князей П.А.Румянцева, Г.А.Потемкина, А.А.Безбородко. В личных отношениях с сыном она не проявляла ни искренности, ни любви; отношения их были враждебными, что не помешало ей обожать внуков, особенно Александра. Личная интимная жизнь Екатерины была бурной и полной впечатлений; обладая темпераментом страстным и вынеся много горя в супружестве, Екатерина имела немало сердечных увлечений. Внешне она была привлекательна и величественна.

Богатое литературное творчество Екатерины, включившее пьесы, сказки для детей, исторические сочинения, статьи, письма, автобиографические Записки, очевидный собственный талант и чувство языка не мешали ей бороться полицейскими методами с неугодными коллегами-литераторами – Н.И.Новиковым, А.Н.Радищевым, которого она называла «бунтовщик, хуже Пугачева!». Она точно уловила, что их творчество служит не столько литературе, сколько политике – и расправилась с ними.

Круг интересов Екатерины в области искусства был широк и разнообразен, лишь музыка была ей чужда и непонятна. Она основала Академию художеств, интерес к коллекционированию заставил ее стать основательницей собрания государственного Эрмитажа, а понимание значимости русского языка – инициировать создание Академии русской словесности, президентом которой он сделала Е.Р.Дашкову. По собственному признанию императрицы, она не обладала творческим умом, зато хорошо улавливала «всякую дельную мысль» и умела ее использовать. Не случайно именно в годы царствования Екатерины II творили первые российские поэтессы и писательницы: А.П.Елегина, Е.А.Княжнина, Е.А.Вельяшева-Волынцева, В.А.Волкова, Е.С.Меньшикова. Среди дам высшего света, увлеченных не столько его прелестями и соблазнами, сколько изучением основ истории, философии и права были гр. М.Г.Разумовская, А.К.Воронцова, М.А.Нарышкина. Тогда же раскрылись сценические таланты первых русских драматических и оперных актрис (Т.М.Троепольской, П.И.Ковалевой-Жечуговой), балерин А.Тимофеевой и А.Бериловой. При дворе Екатерины работали знаменитые историки (М.М.Щербатов, И.Н.Болтин), писатели и поэты (Н.М.Карамзин, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин), живописцы (Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов), скульпторы (Ф.И.Шубин, Э.Фальконе). Фальконе Екатерина заказала памятник Петру I, повелев начертать на нем. «Петру I от Екатерины II». Она имела на то право, так как была достойной продолжательницей его великих начинаний.

«Многие говорят, что я работаю много, а мне все кажется, что мало сделала, когда я посмотрю на то, что остается сделать», писала императрица, день которой начинался в 6 утра и был расписан по минутам. Действительно, она обладала железным здоровьем и старела медленнее других. «Во Франции 4 министра не работают столько, сколько эта женщина, которую стоит зачислить в ряды великих людей», сказал, узнав об этом, германский император Фридрих II. Такая самоотдача в работе не прошла даром. Жизнь 67-летней Екатерины оборвал инсульт (6 (17) ноября 1796, Царское Село). Ее похоронили в Петропавловском соборе в Петербурге.

Сочинения: Екатерина Великая. Сочинения, тт. 1–12. СПБ, 1901–1907.


Поиск по ключевым словам
(по творчеству и критике)

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Самые встречающиеся слова:



Приглашаем посетить сайты